Занятие в старшей группе тема зима. Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима

Содержание

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Занятие в старшей группе тема зима. Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима

Класс: д/с

Основная образовательная область: речевое развитие.

Интегрированная образовательная область: познание.

Интегрированные задачи:

  • обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицы, упражнять детей в образовании существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с числительным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
  • развивающие: развивать навык словообразования,
  • воспитательные: прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок, зимующие птицы, свирестель, клёст, мнемотаблица.

Оборудование: сундучок с заданиями; снежок; снежинки, видеопроектор, ноутбук.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Ход ООД

Организационный момент

Воспитатель:

Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты – мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила девочку, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у ней была волшебная палочка и сундучок. Этот сундучок она несла для вас долгожданная волшебница зима, и подарила нам свой подарок – сундучок – вот он!

Воспитатель: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе!

Дети: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

(воспитатель заглядывает в сундучок).

Воспитатель: Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

1. Беседа о зиме

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами поиграем – я буду бросать вам снежок и задавать вопросы, а вы ловите и отвечайте.

Эдик, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ребенок: Время года зима. (слайд 1)

Воспитатель: А как же называются зимние месяцы?

Ребенок: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Какая у нас зима? 

Ребенок: Снежная, холодная, морозная;

Воспитатель: Что бывает зимой? 

Ребенок: Метель ветер, река замерзла; (слайд 2)

Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он?

Ребенок: Пушистый, мягкий, укрыл всю землю;

Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!

Дети садятся на стульчики перед экраном.

2. Слушание рассказа «Гостья зима» и беседа

Воспитатель: Следующий сюрприз достану из сундучка. Разворачиваю сверток, а там рассказ. Я прочитаю вам рассказ «Гостья зима», а вы внимательно его слушайте. Потом я буду вам задавать вопросы по этому рассказу.

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:

Воспитатель: Кто пришел к нам в гости?

Ребенок: Зима!

Воспитатель: Чем зима накрыла землю?

Ребенок: Землю накрыло белым покрывалом.

Воспитатель: Какая погода зимой?

Ребенок: Дует ветер, трещит мороз.

Воспитатель: Какие подарки принесла зима?

Ребенок: Зима принесла снегопады, сугробы, метели.

Воспитатель: Для чего людям нужны эти подарки?

Ребенок: Они нужны, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках.

Воспитатель: В какие зимние игры можно играть зимой?

Ребенок: Можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.

3. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице

Воспитатель: Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте и подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, нам помогут в этом рисунки-подсказки. Слайд 3

Итак, слушаем внимательно и следить за подсказками.

Воспитатель читает рассказ, указывая по элементам мнемотаблицы

Воспитатель: Ребята, кто желает пересказать рассказ?

(Пересказывают 2-3 человека)

Физкультминутка «Зимой»

Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

4. Отгадывание загадок

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Слайд 4 Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки». Если вы верно отгадаете загадку на экране появиться ответ.

1.

Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять.

(Рукавички) Слайд 5

2.

Что за нелепый человек Пробрался к нам В двадцатый век? Морковкой нос, В руке метла, Боится солнца И тепла?

(Снеговик) Слайд 6

3.

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

(Снег.) Слайд 7

4.

Мы – проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь – лежим, в снег – бежим, уж такой у нас режим.
(Лыжи.) Слайд 8

5.

С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые…

(Снежинки) Слайд 9

6.

Белый дед, белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму – Никто не поднимет. Весна придет – Он сам уйдет.

(Сугроб) Слайд 10

5. Дети садятся перед экраном

Воспитатель: Снова загляну в сундучок и достану из него следующее задание.

Воспитатель: Кто изображен на экране?

Ребенок: Зимние птицы

Воспитатель: Каких зимних птиц вы знаете? Слайд 11

Ребенок: Снегирь, воробей, синица…

Воспитатель: Правильно ребята. Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Кого не стало?» Слайд 12

Воспитатель: Посмотрите, на экране изображены знакомые вам птицы, я буду показывать на птицу, она будет улетать, а вы ответьте на вопрос, кто улетел?

Ребенок: Улетела одна сорока

Воспитатель: Показываю на следующую сороку, кто улетели?

Ребенок: Улетели две сороки.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один дятел.

Воспитатель: Показываю на следующего дятла, кто улетели?

Ребенок: Улетели два дятла.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетела одна ворона.

Воспитатель: Показываю на следующую ворону, кто улетели?

Ребенок: Улетели две вороны.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один воробей.

Воспитатель: Показываю на следующего воробья, кто улетели?

Ребенок: Улетели два воробья.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один голубь.

Воспитатель: Показываю на следующего голубя, кто улетели?

Ребенок: Улетели два голубя.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один снегирь.

Воспитатель: Показываю на следующего снегиря, кто улетели?

Ребенок: Улетели два снегиря.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетела одна синица.

Воспитатель: Показываю на следующую синицу, кто улетели?

Ребенок: Улетели две синицы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас вставайте в круг.

6. Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Снова загляну в волшебный сундучок и достану следующее задание. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова,

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………….…снег!
С неба всё скользят пушинки – серебристые………снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………снежок!
Вот веселье для ребят – все сильнее………………..

снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в………….снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился……………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка……………..

снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…..снег!

– Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)

– На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

7. Итог занятия

Воспитатель:

– Вспомните, ребята, какие задания из волшебного сундучка мы выполняли?

– Какое задание у вас вызвало затруднение?

– Как вы думаете кто сегодня был более активным?

– Чей рассказ о зиме вам понравился больше всего?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, старались. А волшебный сундучок мы заберем с собой, нас там ждет сладкий сюрприз.

16.10.2019

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/676647/

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Зимушка – зима»

Занятие в старшей группе тема зима. Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима

Цель

  • учить различать зимние природные явления, особенности вида зимнего пейзажа;
  • обогащать и совершенствовать знания дошкольников о дикой природе, животных, ведущих активный образ жизни и тех животных, которые зимой спят, а также птицах, которые остались зимовать и корме, которым можно помогать птицам выжить в холодное время;
  • учить называть и сравнивать одежду, которую надевают дети и взрослые зимой;
  • формировать умение видеть красоту природы зимнего леса, родного края;
  • обогатить знания детей о различных зимних развлечениях;
  • обогащать активный словарь ребенка словами «снегопад, метель, гололед, серебристая, искрящаяся»;
  • обращать внимание на согласование слов в предложениях, формировать умение отгадывать загадки, применять уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  • привлекать малышей к подвижным игровым упражнениям, совершенствовать координацию движений, развивать умение двигаться под музыку.
  • способствовать позитивному эмоциональному развитию
  • развивать речь, дикцию, умение строить предложения, логическое и ассоциативное мышление, фантазию, творческое воображение;
  • воспитывать желание быть чуткими, добрыми, приветливыми, коммуникабельными;
  •  бережное отношение к природе, животным, птицам, страдающим зимой.
  • развивать фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

Оборудование: телевизор, ноутбук, картинки на тему зима, птицы, одежда, дикие животные и их детеныши, лепбук «Зима». Наглядное дидактическое пособие для составления рассказа «Что происходит зимой» (с помощью мнемотехнических приемов)

Ход занятия в старшей группе детского сада

Орг. Момент. Приветствие

Воспитатель. Малыши, разве после такого приветствия у людей может быть плохое настроение? Какое теперь настроение у Вас?

Ответы детей (радостное, теплое, веселое). «Во» — показывают большой пальчик. Подарите свое настроение нашим гостям (подуть с ладошки в сторону гостей)

Воспитатель. Малыши, вы уже заметили, что у нас в группе много гостей. На Руси издавна существовала пословица: «Гости в доме — в доме радость»

Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся им.

Звучит музыка, появляется ЗИМА

Зима:

Стало все вокруг бело

Много снега намело,

Воду сковывало во льды

В дружбе я со всеми детьми

Догадались кто я?

Дети: ЗИМА

Воспитатель. Дети, это красавица-зима к нам пришла.

Зима.  У вас здесь очень интересно. Вот я приготовила для вас задание, когда выполните, то получите от меня подарки.

Воспитатель.  К нам пришла зима … И принесла задания вот на этих снежинках.

Задание 1. Расскажите о зиме

Уважаемая Зимушка, наши малыши знают очень много о зиме и могут составить рассказ о зиме с помощью мнемотехники. (Рассказ по картинкам)

Задание 2. Ассоциации к слову зима

А еще, дети могут к слову «Зима» подобрать ассоциации. (Детям предлагается игра с мячиком, называешь слово — бросаешь мячик другому участнику)

Воспитатель. Предлагаю немножко расслабиться и сделать зарядку для язычка

Игра «Чистоговорка»

Ма — ма — ма — снег пошел, уже зима;

Ел — ел — ел — на дереве дятел;

Ло — ло — ло — мы увидели дупло;

Ко — ко — ко — сойка высоко;

Ро — ро — ро — полетела ворона.

Задание 3. Рассказать о птицах зимой

Вы очень много рассказали о зиме, давайте еще раз вспомним о птицах и на столике выберем картинки тех птиц, которые остались зимовать.

(Подходят к столу и ищут изображения, называя птиц: сороки, вороны, воробьи, голуби, свиристели, дрозды, синицы, снегири).

Воспитатель. А чем же мы можем помочь птицам, которые остались? Чем можно кормить? Что нельзя давать?

Ответы детей: сделать кормушки. Можно просто бросать на землю, на снег корм. Можно подкармливать: белым хлебом, крошками печенья, кукурузой, семенами подсолнечника, тыквы, мака, пшеницей, кусочками фруктов, картофеля в «мундире», несоленым салом.

Запрещенная еда: свежее мясо, ржаной хлеб

Воспитатель. Молодцы. Теперь вы точно сможете помогать птицам, которые остались зимовать рядом с человеком.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам размяться и помочь зайчатам, которые зимой замерзают, согреться.

Физкультминутка «Зайчата Прыг и Скок»

На морозе грели лапки.

На «раз» — вверх поднимали

На «два» — быстро опускали.

Уже передние лапки теплые,

Но задние — совсем замерзшие.

Будем зайцев согревать,

Вместе с ними приседать:

«Раз» — присели, на «два» — встали.

Уже и задние теплые стали.

Ну а хвостик? Ой-ой-ой.

Долой холодный!

«Раз» — покрутите хвостом,

«Два» — покрутите хвостом.

Хвостик хорошо согревали,

Тогда зайчикам сказали:

Так мы прыгали и грелись,

Что совсем уж согрелись.

Задание 4. Зимняя одежда

На улице зимой холодно, поэтому люди одеваются тепло. Поэтому расскажите об одежде, которую надел мальчик и девочка.

Ответьте на вопрос:

Куда собрались мальчик и девочка?

Что надел мальчик на голову? А девочка?

Какую куртку надел мальчик?

Какую шубу надела девочка?

Сколько карманов на куртке? А на шубе?

Как завязал шарф мальчик? А девочка?

Что мальчик надел на ноги? А девочка?

У кого перчатки? А у кого перчатки?

Воспитатель. Молодцы, вы очень внимательны.  Малыши, приглашаю вас отгадать загадки, а отгадки вы увидите на телевизоре.

Задание 5. Отгадайте загадки

В кустах она ночует

На зайчика охотится.

Вся рыженькая эта сестричка.

А зовут ее …. (Лисичка)

Воспитатель. Проверяем …

Я серый хищник, опасный

Для зверей я очень страшный

В глубокой норе я живу

Охочусь и вою ночью

(Волк)

На дубу в дупле

Сестры рыжие живут

Любят шишки и орешки

И грибков поесть немножко

(Белки)

Задание 5. Дидактическая игра «Закончи предложения»

— У зайчика хвостик короткий, а ушки … (длинные)

— Медведь большой, а зайчик … (маленький)

— Белка зимой сытая, а волк … (голодный)

В волка шерсть серая, а у лисички … (рыжая)

Белка пушистая, ежик … (колючий)

Зима. — Молодцы, справились и с этой задачей.

Вот для Вас последняя снежинка

Задание 6. Дидактическое упражнений «Назовите детенышей животных»

У зайчихи ……

У волчицы …

У медведицы …

У белки … ..

У лисички …

У мамы ежихи ….

Итог. Рефлексия

Воспитатель. Малыши, на занятии мы с вами:

  • составили рассказ с помощью мнемотехники о зиме, называли зимние признаки,
  • подбирали ассоциации к слову «зима», вспомнили зимние и забавы, птиц, оставшихся зимовать и корм, которым можно помогать птицам выжить; научились помогать птицам;
  • одежду, которую надевают дети и взрослые зимой;
  • животных, которые ведут активный образ жизни и тех животных, которые зимой спят;
  • закрепили правила поведения в окружающей среде,

Воспитатель. Малыши, вы все задачи выполнили. Молодцы. Зима, ты довольна ответами детей?

Зима: За такие красивые рассказы о зимнем время года, я приготовила для вас сюрприз (берет и подает малышам вкусности)

Источник: https://detivsadu.ru/zanyatiya-v-starshey-gruppe/konspekt-po-razvitiju-rechi-zimushka-zima/

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы»

Занятие в старшей группе тема зима. Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима

автор: Жуликова Оксана Борисовна

учитель-логопед МКОУ СОШ МО Славный

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

Цель : обогащение и активизация словаря по теме зима.

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи Развитие синтаксической стороны речи. Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие предметного словаря, словаря относительных прилагательных и глагольного словаря. Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: тематические изображения, карандаши, презентация по теме, папки детей для занятия, листы для индивидуальной работы.

(создание благожелательной атмосферы, знакомство с темой занятия)

Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О  каком времени  года эта загадка?        (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы.  

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). Молодцы!

1.Основная часть

Артикуляционная гимнастика :

Учитель-логопед:

Для того чтобы красиво правильно и четко говорить нам с Вами нужно сделать зарядку для наших органов речи.(дети сами называют упражнения и выполняют перед зеркалом).

Артикуляционная гимнастикапо теме «Зима».

1.Упражнение на дыхание:

«Снег идет»—И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.

1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

  1. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

3.Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

4.Упражнение для губ и щек

«Снеговики радуются снегу и морозу».Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

5.Упражнения для язычка:

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки».Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска».Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки».Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку».Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Логопед:

(опросы по картинкам на фланелеграфе).

Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

 Логопед предлагает варианты:

— Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

— Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

— Если метет метель, то погода какая? (метельная)

— А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

— Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

  • Игра «Какой? Какая? Какое?» (развитие словаря прилагательных)

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Физкультминутка.

Логопед:

Дети все в кружок вставайте,

  Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).

 «Наконец пришла зима,                 Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома,                       Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт,                        Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт,                    Имитируют

Мы катаемся на санках,                 Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги,                   Руки закладывают за спину, медленно                                                                               кружатся

Ловко бегаем на лыжах,                 Имитируют

И играем все в снежки.                   Лепят и бросают снежки

3.Дидактическая игра «Подбери слова» (развитие глагольного словаря)

Учитель-логопед:

  зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.

  Я буду      называть природное явление, а вы отвечайте.

  Ответы детей:

  Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются

«Снежинки»

(координация речи с движениями)

Раз, два, три, четыре,  ( Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, ( «Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, ( Чертим руками круг )

Очень гладкий,  (Одной рукой гладим другую )

И совсем, совсем не сладкий.( Грозим пальчиком )

  1. Выполнение заданий на закрепление словаря по теме: ЗИМА.

Презентация на компьютере.

  1. Игра «Назови ласково» (развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы)

Учитель –логопед:

Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Ответы детей:

 Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка – горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

  1. Работа с тематическими изображениями. (развитие мелкой и тонкой моторики)

(работа детей на листах индивидуального задания)

(Звучит мелодия для работы)

      Учитель-логопед: А сейчас я Вам предлагаю каждому красиво дорисовать снеговика символа нового года и зимы (дети раскрашивают снеговиков и готовые рисунки крепятся на доску).

Сегодня Вы все хорошо работали многое мы с вами повторили и много узнали. Спасибо наше занятие окончено.

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B6%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE-%D0%B1-%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D1%8B/

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Занятие в старшей группе тема зима. Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима

Программное содержание:

Обогащать словарь детей качественными прилагательными.

Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».

Развивать связную речь.

Познакомить с новым видом искусства «балет».

Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Рисование зимних примет  детьми и родителями. (Домашнее задание).

Материал: Музыкальный центр, компьютер, султанчики, снежинки. Набор для рисования: черный картон, клей, кисточки, манка.

Ход интегрированного занятия в старшей группе:

Ребята играют в группе.  Когда в группу заходят гости, здороваются с ними.

Этюд приветствия.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель:  Ребята, правда, у нас сегодня чудесная погода. И время года замечательное (зима) и так хочется с другими поделиться хорошим настроение, сделаем друг дружке зимние комплименты, ведь так здорово делать друг другу комплименты, да еще такие необычные, зимние.

Коммуникативная игра «Зимний комплимент»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло видео письмо. Посмотрим?! (Да)

Просмотр видео послания от «Зимушки – зимы»

Ребята,  вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.

1 часть снежинки:

Игра «Назови,  какая бывает зима»

(подбор прилагательных с помощью картинок)

Ребята справились с заданием. Миша, помоги приклеить первую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на доску). Ну, что, ребята,  хорошее начало.  Вы правы: зима бывает разная – и веселая и грустная. Первая часть снежинки вернулась на свое место,  а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 часть снежинки:

Игра «Назови месяцы зимы»

В этом задании нам придется разделиться.  Лена, Аня и Антон идут за столы (у них лежат названия разных месяцев года). Вам нужно прочитать названия месяцев и выбрать только зимние, запомнили?(Да).

А пока ребята работают,  мы с вами тихонько вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).  Верно, сколько их всего? (три), первый месяц зимы какой? (декабрь), второй? (январь), третий? (февраль).

Какие вы молодцы! А вот и наши ребята справились с заданием. Ну-ка покажите. Аня, какой ты выбрала месяц? А ты, Антон? Лена? Молодцы!

Вы знаете, что синоптики  в этом году прогнозируют очень «злой» февраль, поэтому нужно теплее одеваться! А кто знает, кто такие синоптики?! Может, спросим у наших гостей!?(Да) Дети опрашивают присутствующих, озвучивают ответы. Даша, помоги, пожалуйста,  приклеить, вторую часть снежинки.

Воспитатель: Ребята,  наши предки очень любили зиму, поэтому научились определять погоду по специальным приметам. Снежинка предлагает нам задание:  определить погоду с помощью примет. Сыграем в игру?! (Да).

3 часть снежинки:

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом…

Дети:

Значит ясно будет днем

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Дети:

Жди метели

Воспитатель:

Если рыба зимним днем.

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом,

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения…

Дети:

Ждите потепления

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Дети:

Будет ясно и морозно

Какой прекрасный вернисаж у нас с вами получился, теперь мы всегда сможем определить погоду. Помоги  Лена повесить 3-ю часть снежинки.

4 часть снежинки:

«Зимние пословицы»

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами.

Какие пословицы о зиме знаете вы?! (дети называют пословицы, 2-е из перечисленных дети разбирают вместе с педагогом, воспитатель зарисовывает на доске схемы-памятки).

  Саша, помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть снежинки.

Воспитатель:  Ребята, верно: декабрь год кончает. Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник  был в декабре?! (Новый Год). А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку). Вспомним, как это было, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!

Физминутка«Мы повесим шарики»

Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.  Люба прочитает  для нас стихотворение А.С Пушкина «Вот север тучи нагоняя..».  А вы внимательно послушайте, как поэт описал зиму.

5 снежинка:

«Зима в поэзии»

(чтение стихотворения о зиме ребенком)

Как описал зиму поэт? Какая она? (холодная, спокойная, величественная). Люба помогает повесить 5-ю часть снежинки.

Воспитатель: Ребята, настроение зимы можно передавать не только в словах, в музыке, а еще и в движениях танца. Есть такой вид искусства, который называется  балет.

Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик».  Вспомните, кто написал к нему музыку? (П.

И Чайковский), Фрагмент называется «Снежная буря», здесь балерины изображают снег, а с ними танцует Волшебница – Зима. (Просмотр фрагмента).

Вам понравилось? (Да). Какой характер музыки передали балерины?(нежный, волшебный и.т.д). Как они танцевали? (грациозно, мягко, очень пластично и изящно). А теперь я вам предлагаю создать свой образ снега под музыку. Выберите любые атрибуты, необходимые для  танца (дети танцуют импровизацию под музыку П.И Чайковского).

6 часть снежинки:

«Зима на палитре художников»

Воспитатель:  Молодцы, у вас очень хорошо получилось.  Юра был похож на настоящую вьюгу, а Вика была изящной легкой снежинкой и т.п. Что-то мы совсем забыли о снежинке.  Вот последняя, 6-я часть. А задание такое: определить и рассказать, как художники передают особенности зимы в своих картинах.

Посмотрите внимательно на экран, сейчас мы с вами рассмотрим несколько вариантов знаменитых картин. (дети рассматривают 2-3 варианта репродукции картин). Ребята, как бы назвали эту  картину? Прочитайте, кто автор этой картины?  (дети читают автора). А называется она… (дать название).

Какое название вы дали бы этой картине?(дети отвечают).

Скажите, чем похожи все картины? (отвечают). Чем отличаются? (отвечают). Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются  картины, на которых изображена природа? Сережа нам напомнит (стихотворение о пейзаже). Молодцы,  вы хорошо справились с заданием. Алина, помоги, пожалуйста,  прикрепить  последнюю часть снежинки.

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы!  Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о  чем говорили).

  Глаза – что мы сегодня видели? Ушки – что мы сегодня слышали? Язычок – о чем мы сегодня говорили? Руки – что мы сегодня своими руками делали? А что мы делали своими руками?(ничего). Ребята, вы хотели бы сами  побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).

Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Черный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.

«Рисование детьми картин зимы»

Я хочу вам предложить такой вариант:  нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне  понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку,  макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой. А что может быть зимой?  (Дети отвечают).

А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея,  и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку. Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась.

  Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).

Пора приступать к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках.  (А.Вивальди «Зима») (Дети рисуют).

(По окончании работы включается ролик, где метелица благодарит ребят  за помощь).

(дети рассказывают).

Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/332-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-starshey-gruppe-zimushka-zima

Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: Зима

Занятие в старшей группе тема зима. Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима

Тема занятия: «Что такое зима?»

Скороговорка дня: «Зимушка-зима все дорожки замела».

Цель занятия: актуализация, систематизация и дополнение знаний детей о зимних явлениях природы.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, фотографии животных (зайца, лисы, медведя, волка), совок и небольшая емкость для снега, прозрачная емкость с водой и кубики льда, аквариум.

Предварительная работа

Зима вступила в свои права, и дети уже могут познакомиться ближе с зимними явлениями природы, особенностями жизнедеятельности животных в это время года, зимними играми и видами спорта.

Чтение. Э. Аттли (пер. с англ. И. Румянцевой, И. Баллод) «Про маленького поросенка Плюха», глава «Снежный гусь».

Вопросы по ходу чтения

— Чем похож на снег гусиный пух?

— Согласны ли вы с мнением Ежа: «Снег — это пух снежных гусей»?

— Что бы ответили ребята на вопрос маленького поросенка Плюха о том, откуда берется снег?

— Почему Плюх поверил лисе?

— Как дядюшка Барсук объяснил поросенку, откуда берется снег?

3. Трофимова «Снег — что это такое?» Выясним, как образуется снег, почему бывает пушистым, почему в мороз скрипит под ногами. Обдумаем, как можно рассмотреть строение снежинок.

Н. Павлова «Под снегом на лугу». Оказывается, растения не только могут перезимовать под снегом, но и давать новые ростки, цвести всю зиму! Договоримся с детьми о том, что во время прогулки обязательно проверим, как живется траве на участке под снегом.

В. Бианки «Дед Мороз, Заяц, Косач и Медведь», «На дне снежного моря», «Лес зимой». Узнаем, как согревает снег животных и растения, почему не промерзают деревья, как помочь деревьям пережить мороз.

На прогулке.

В гости к детям приходит обезьянка Дуду.

Дуду. Здравствуйте ребята, меня зовут Дуду. Я приехала в гости к своим новым друзьям по переписке — зайчику, лисе, медведю и волку. Но я ничего не могу понять. Вот фотографии. Я вижу зеленую травку, кругом цветы, а здесь все вокруг белое, что-то хрустит под ногами. Может быть, я не туда попала, и все эти звери не живут в ваших краях?

Педагог. Похоже, Дуду не знает, что такое снег и лед. Почему, как вы думаете?

Если дети затрудняются ответить, Дуду расскажет им, что она приехала из Африки, где никогда не бывает зимы, всегда тепло, светит солнце, созревают бананы.

Дуду. Значит, когда-то у вас все было так, как на этих фотографиях: зеленела трава, летали бабочки, цвели цветы. Что же случилось? Откуда же взялся на земле этот белый снег, откуда появился на реках лед, на деревьях иней? Неужели теперь трава и деревья замерзнут под снегом, а рыбы и другие обитатели рек — подо льдом?

Учебная задача. Рассказать Дуду, откуда берутся снег, лед и иней. Выяснить, как зимуют растения и животные под снегом и подо льдом.

Исследование «Ледяные звездочки». Предложим детям рассказать Дуду, что они знают о том, как образуется снег. Обобщим ответы детей.

«Высоко над землей, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся все больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звездочки. Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья.

Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом». (По рассказу 3. Трофимовой «Снег — что это такое?»)

Снежинки бывают самой разной формы. При помощи лупы убедимся в этом.

Снег хранит много загадок. Одну из них мы разгадали. Теперь мы знаем, как образуется снег. Но как холодные льдинки превращаются в теплое «пуховое одеяло»?

Наблюдение «Под снежным одеялом». Прежде всего вместе с Дуду убедимся, что под снегом, как под теплым одеялом, сохраняется до весны зеленая трава. Для этого аккуратно разгребем снег на газоне, рассмотрим траву и вновь накроем ее снегом. Укроем снегом кусты и молодые деревца.

Предложим детям рассказать Дуду о том, что снег не дает морозу добраться до травы, корней деревьев, животных, которые зимуют в норах. Вспоминая героев рассказов В. Бианки «Дед Мороз, Заяц, Косач и Медведь» и «На дне снежного моря», дети расскажут обезьянке о том, что лесным животным плохо зимой без снега.

Дуду. Спасибо, ребята, за рассказ. Мне очень понравился снег. Я наберу его в ведро и как можно лучше рассмотрю его в группе.

Часть I. Вода-то вода, но бела и тверда!

Цели: знакомство с зимними явлениями природы; формирование умений, связанных с экспериментальной деятельностью, выделением необходимой информации в тексте.

На занятие приходит Дуду.

Дуду. Я вчера оставила принесенный с прогулки снег в ведре, а сегодня его не нашла там.

Педагог. Как вы думаете, ребята, что сейчас находится в ведре? (Вода.) А где же снег, который был там вчера? (Растаял.)

Дуду. Выходит, когда холодно, вода превращается в снег, а когда тепло — снег превращается в воду! А может ли эта вода снова замерзнуть и превратиться в снег?

Выслушав предположения детей, Дуду рисует схему: капелька воды, снежинка и между ними стрелки, обозначающие круговорот.

Исследование «Загадки льда». Познакомим детей с некоторыми секретами «твердой воды».

Дуду. Хочется сказать: «Все ясно!» Но я так и не поняла, а как же образуется лед? На нашей схеме то вода, то снег, а льда на ней нет.

Если дети не найдут ответа на вопрос обезьянки, покажем им сигнальный рисунок-подсказку: маленькие капельки воды превращаются в снежинки, а там, где воды много (большие капли, лужицы, вода рек), образуется лед. Обратим внимание детей на то, что на рисунке и лед на лужице, и лед на реке сковывает только верхнюю часть воды. Возможно, художник ошибся?

Наблюдение «Плавучий лед». Вниманию детей и Дуду предлагается прозрачная емкость с водой (в идеале — аквариум без обитателей). Предложим детям сформулировать предположение — где окажутся кубики приготовленного нами для опыта льда, если их поместить в воду: на дне, в толще или у поверхности воды? Обсудим, как проверить предположение.

В достаточно глубокой емкости лед будет плавать у поверхности воды, так как лед легче воды. Это свойство льда имеет огромное значение в природе. Замерзший верхний слой воды превращается в лед. Лед не тонет и не дает морозу добраться до нижних слоев воды. Именно поэтому зимой в водоемах сохраняется жизнь.

Разминка «По воде, по снегу и по льду». По команде, подаваемой водящими при помощи сигнальных рисунков (вода, снег, лед), игрокам нужно выполнять оговоренные движения.

По воде можно плыть, передвигаться на лодке; по снегу можно ехать на лыжах, на санках, идти по сугробам; по льду можно катиться на коньках. Игрокам нужно стараться разнообразить движения, не путать команды.

Дети, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры.

Часть II. Водоемы зимой

Цели: использование полученной ранее информации, формирование умения анализировать и сопоставлять факты, делать выводы.

Наблюдение «В подводном царстве». Рассмотрим обитателей аквариума. Что нужно растениям и животным для жизни? {Тепло, свет, воздух, корм.) Представим, что аквариум покрылся льдом. Что изменится в аквариуме? (Станет мало света, воздуха, будет холодно.)

Прочитаем рассказы Н. Сладкова «В пузырьке воздуха» и «Январь». Выясним, как обитатели водоемов переживают холода.

Дуду. Удивительно! Холодный снег и холодный лед помогают сохранить тепло! Не дают замерзнуть растениям и животным. Так много вокруг загадок и чудес. Возьмете меня сегодня с собой на прогулку? Я хочу разгадать и другие загадки снега.

Последующая работа

Если Дуду хочет изучать свойства снега, ей понадобится теплая одежда. Ведь мы не будем «плавать» на дне «снежного моря». Да и звери далеко не всегда греются под снегом. Им приходится искать корм, охотиться и на поверхности «снежного моря». Готовясь к зиме, они накопили подкожный жир (нагуляли бока), отрастили пушистые шубки (подшерстки).

На занятии по ручному груду расскажем обезьянке о зимней одежде, поможем выбрать необходимые предметы одежды, выкроим одежду для кукол.

Эксперименты со снегом и льдом

Опыт «Лед — силач». Нальем воду в пластиковую бутылку- до краев, плотно завинтим крышку. Предположим, что произойдет, если вынести бутылку на мороз: если бутылку оставить на улице во время утренней прогулки, к вечерней она уже может лопнуть. Это происходит потому, что объем льда всегда больше объема воды, из которой он образуется.

Опыт «Повторяю форму». Во время утренней прогулки предложим детям аккуратно заполнить подкрашенной водой различные формочки. Обсудим, что произойдет, если оставить формочки с водой на улице. Во время вечерней прогулки проверим свои предположения.

Если через формочки с водой проложить прочную нить, то у нас могут получиться разноцветные ледяные бусы. Ими можно украсить дерево.

Прогулки зимой в детском саду для детей средней – старшей группы

Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: Зимующие птицы

Беседа в детском саду в старшей группе «День конституции»

Конспект занятия в старшей группе на тему: Зима полна серебра

Зимняя игровая программа для старших дошкольников

Источник: https://alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-detskogo-sada-na-temu-zima.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.