Занимательная грамматика для дошкольников. Лексико-грамматические игры и задания

Педразвитие |

Занимательная грамматика для дошкольников. Лексико-грамматические игры и задания

Леванова Наталья Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ “Детский сад компенсирующего вида “Золотой ключик”
Населённый пункт: г.

Гаврилов-Ям
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: “Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста”
14.08.

2017
Раздел: дошкольное образование

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Использование дидактических игр и упражнений для развития

лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш

входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь

помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает

огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои

мысли,

тем

шире

его

возможности

в

познании

окружающей

действительности.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее

чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

И мы, должны развивать речь уже в онтогенезе. Что бы речь ребёнка была

грамматически правильно оформлена, мы развиваем лексико-грамматический строй

речи. А, что же мы под ним понимаем? Под лексико-грамматической стороной

понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления,

действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный

и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под

активным

употребление

их

в

речи.

Уровень

развития

словаря

определяется

количественными и качественными показателями.

Грамматический

строй

система

взаимодействия

слов

между

собой

в

словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический

уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение

владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение

составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих

авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.

А.Н.

Гвоздев

рассматривает

развитие

словаря

и

грамматического

строя

в

онтогенезе.

К первому году жизни у ребенка появляются….аморфные, лепетные слова,

состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по

правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и

предметы.

К двум годам жизни словарь ребенка содержит…около 300 слов, где каждое

слово

соотносится

с

конкретным

предметом

или

действием.

На

данном

этапе

пассивный словарь больше активного ребенок хорошо понимает обращенную речь и

выполняет

инструкции

взрослого.

Грамматическая

структура

предложения

усваивается ребенком поэтапно.

К

трем

годам

в

словаре

ребенка

насчитывается…

более

1000

слов.

Формируются

слова-обобщения,

обозначающие

родовые

понятия.

Уточняются

1

значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта

ребенка, общения с окружающими взрослыми.

К четырем годам словарный запас возрастает… до 1600-1900 слов. Из них, по

данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% –

прилагательные,

5,8%

наречия.

На

данном

этапе

формируется

глагольное

управление.

Появляются

сложные

предлоги:

из-за,

из-под.

Закрепляется

согласование прилагательного с существительным.

К

пяти

годам

дети

овладевают

набором

слов,

обозначающих

основные

геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные

отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из …2200

слов.

После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и

частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова,

обозначающие отвлеченные понятия.

Таким

образом,

к

моменту

поступления

в

школу,

дети

имеют

довольно

разнообразный

словарь

и

в

достаточной

мере

владеют

грамматическим

строем

родного языка.

Но не всегда речь ребёнка развивается благополучно. Иногда ребёнок поражает

нас

частыми

и

устойчивыми

грамматическими

ошибками,

с

большим

трудом

овладевает

грамматическим

строем

языка,

что

сопровождается

и

другими

недостатками в развитии речи ребёнка. Это нарушение впервые было установлено

Р. Е. Левиной и определено как. Что это за нарушение?

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых

у

детей

нарушено

формирование

всех

компонентов

речевой

системы

при

нормальном слухе и интеллекте.

Причины нарушений

В настоящее время, к сожалению увеличилось количество детей с такими

нарушениями. А каковы же причины?

Причиной общего недоразвития речи могут служить различные неблагоприятные

воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также

в первые годы жизни ребенка, которые могут повлечь за собой повреждения или

недоразвитие

мозга

ребёнка

(инфекции

или

интоксикации

матери

во

время

беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери

и

плода

по

резус-фактору

или

групповой

принадлежности

крови,

заболевания

центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы

жизни ребенка).

Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня

выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в

работах Т.Б. Филичевой.

– Так, на первом уровне речевого развития дети не используют морфологические

элементы для передачи грамматических отношений. Дети не в состоянии различить

формы

единственного

и

множественного

числа

существительных,

прошедшего

2

времени

глаголов,

формы

мужского

и

женского

рода,

не

понимают

значения

предлогов.

– На втором уровне речевого развития у детей отмечаются грубые ошибки в

употреблении ряда грамматических конструкций:

1) неправильное использование падежных форм (едет машину вместо “на машине”);

2) ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода (де патйя –

“две портфеля”, де туи – две стула);

3) отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными

(пат бека, пат матына – пять белка, пять машина; бсиньадас – красный карандаш,

бсиньета – красная лента).

Для

третьего

уровня

речевого

развития

характерны

стойкие

ошибки

при

согласовании

прилагательного

с

существительным

в

роде

и

падеже,

ошибки

в

согласовании

числительного

с

существительными

всех

трёх

родов

,

ошибки

в

употреблении предлогов: их опускание; замена (кубик упай и тая – кубик упал со

стола; недоговаривание, также импрессивный аграмматизм, который проявляется в

недостаточном

понимании

изменения

значения

слов,

выраженных

при

помощи

изменения приставки, суффикса и т.д.

– На четвёртом уровне речевого развития у детей нерезко выражены остаточные

проявления

лексико-грамматического

недоразвития

речи.

Отмечаются

ошибки

в

употреблении

существительных

родительного

и

винительного

падежей

множественного

числа,

сложных

предлогов.

В

отдельных

случаях

отмечаются

нарушения

согласования

прилагательных

с

существительными,

когда

в

одном

предложении находятся существительные мужского и женского рода.

Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у

детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое

внимание.

К.Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит

на лету»

Использование дидактических игр и упражнений для формирования

лексико-грамматического строя речи.

Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении

и

в

различных

видах

детской

деятельности.

А

какой

самый

главный

вид

деятельности? (Игра)

«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

(В.А. Сухомлинский).

3

Формирование лексико – грамматически правильной речи

Дидактические игры (Создание проблемной ситуации)

Словесные упражнения ( Показ нужной формы, исправление ошибки)

Рассматривание картин (Вопросы под сказочного и оценочного характера)

Пересказ коротких рассказов и сказок (Напоминание того, как сказать правильно)

Особой

группой

игр

являются

дидактические

игры.

Главной

целью

любой

дидактической

игры

является

обучение.

Поэтому

ведущим

компонентом

в

ней

выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие

дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой

и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в

упражнение,

а

если

игровая

задача,

то

деятельность

теряет

свое

обучающее

значение.

По мнению А.В. Менджерицкойсущность дидактической игры заключается в том,

что «дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой

форме, сами находят решения, преодолевая при это определенные трудности.

Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это

повышает его умственную активность».

В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи

активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического

явления.

Какие дидактические игры бывают?

Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для

прогулки?»

(на

образование

форм

родительного

падежа

множественного

числа

существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение

родовой

принадлежности

существительных);

«Поручения»,

«Вы

хотите?-

Мы

хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и

активизацию

предлогов

и

наречий)

и

др.

«Один-много»

(образование

множественного числа существительных в именительном и родительном падежах),

«Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в

словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения

прилагательных

и

наречий), «Скажи

наоборот»

(образование

антонимов), «Чей

хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее

успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

Китайская пословица:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Вопрос для педагогов:

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы педагогов)

4

Я хотела бы закончить одной притчей

«О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ».

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий

мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в

городе человек, завидующий его славе.

И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И

он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и

подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в

руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка

умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все

поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и

отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о

мудрейший, – живая или мертвая?»

И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал:

«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ….»

Все в наших руках!!!! Уважаемые коллеги.

Спасибо за внимание!

5

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=2479

Грамматика для дошкольников: подготовка к школе, задания для детей 5-6 лет

Занимательная грамматика для дошкольников. Лексико-грамматические игры и задания

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет.

Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

В 5-6 лет можно учить детей читать и писать, для этого следует использовать разнообразные задания и сюжетно-ролевые игры, позволяющие превратить процесс получения новых знаний в увлекательное времяпрепровождение.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму.

Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие.

У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Советы Л.Е. Журовой

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Подготовка к школе должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать.

Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом.

Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/grammatika-dlya-doshkolnikov

Занимательная грамматика для дошкольников

Занимательная грамматика для дошкольников. Лексико-грамматические игры и задания

Развитие речи у дошкольников — понятие объёмное. С периода новорождённости и до начала школьной жизни малыш должен преодолеть сложный путь от своего первого слова до уверенного, грамотного использования сложных конструкций родного языка.

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте основное внимание родителей и педагогов направлено на обогащение словарного запаса, работу над фонематическим слухом и артикуляционным аппаратом малыша. Но постепенно всё более важное место в системе занятий с дошкольником занимают игры и упражнения, развивающие лексико-грамматический строй речи.

Что такое грамматика

Грамматика — это отрасль языкознания, которая занимается изучением грамматического строя языка. Чтобы речь ребёнка была грамотной, малыш должен правильно собирать слова в словосочетания, предложения, тексты. Для этого необходимо развивать навыки работы с различными понятиями:

  • число;
  • род;
  • падеж;
  • части речи;
  • члены предложения.

Так как основным объектом изучения грамматики является слово, она тесно связана с лексикологией — наукой, изучающей слова, их значения, их взаимоотношения друг с другом и историю их формирования.

Занимаясь с ребёнком дошкольного возраста грамматикой, необходимо следить, чтобы малыш верно произносил грамматические формы, т. е.

уделять внимание орфоэпии родного языка, а вот правописанию, или орфографии, настойчиво учить пока вовсе не обязательно.

Достаточно показать ребёнку, как пишутся отдельные буквы, и научить его правильно писать несложные слова, например, его имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и других родственников.

Как формируется лексико-грамматический строй речи ребёнка

Строго говоря, знакомство с грамматическими формами начинается, едва ребёнок услышит родную речь. Естественно, в младенчестве и раннем детстве обучение проходит в пассивной, непроизвольной форме.

Чем больше, чем чаще кроха слышит грамотные монологи или диалоги взрослых, чем больше ему читают хорошие детские книги по возрасту, тем активнее он впитывает принципы словообразования и усваивает правила компоновки слов в более сложные конструкции.

Целенаправленно внедрять педагогические элементы, посвящённые изучению грамматики, можно уже в 3–4 года. Грамматические навыки формируются постепенно, постепенно повышается качество речи.

Так как грамматическая система русского языка весьма сложна, на овладение ею понадобятся годы.

Эффективным помощником родителей и педагогов выступают игры и игровые упражнения, которые в увлекательной для малыша форме тренируют его способность работать с грамматическими единицами родного языка.

«Хвастунишка»

Игра помогает ребёнку отработать навык изменения слова по числам. Правила просты. Ведущий произносит фразу:

  • У меня есть {название предмета в единственном числе}.

На что ребёнок должен ответить:

  • А у меня есть {название предмета во множественном числе}.

Например:

  • У меня есть кукла. — А у меня есть куклы.
  • У меня есть орех. — А у меня есть орехи.
  • У меня есть пуговка. — А у меня есть пуговки.

Ребятам младшего дошкольного возраста можно упростить задачу, предварительно подготовив для игры парные карточки, с изображением одного/нескольких предметов. Показывая карточки ребёнку, просите его называть, что на них изображено:

  • Тут мяч, а тут мячики.
  • Тут девочка, а тут девочки.
  • Тут стул, а тут стулья.

Вы можете называть предмет в единственном или множественном числе, а ребёнок пусть показывает соответствующую картинку.

На базе этой игры можно тренировать ребёнка не просто менять слова по числам, но и по падежам. Для этого предложите следующее игровое упражнение.

«Один — много»

Для малышей подготовьте парные картинки. Можно предлагать произвольные слова или использовать игру для отработки определённой лексической темы:

  • посуда;
  • мебель;
  • фрукты и овощи;
  • животные и звери;
  • профессии;
  • мамы и их детёныши

и пр.

Вы произносите название объекта, указывая на то, что он в единственном числе, а малышу надо образовать словосочетание со словом «много».

Например:

  • Один стол — много столов.
  • Один стул — много стульев.
  • Один банан — много бананов.
  • Одна груша — много груш.

«Мама с папой лучше всех»

Род — важное грамматическое понятие. Правда, даже к старшему дошкольному возрасту малыши могут уверенно им пользоваться, но испытывать сложности с определением рода отдельных слов.

Предложите ребёнку игру, в которой ему надо будет говорить комплименты любимым родителям. А чтобы ни мама, ни папа не были обделены вниманием любимого карапуза, проследите, чтобы каждому досталось равное количество комплиментов:

  • Моя мама самая красивая, а мой папа самый красивый.
  • Моя мама самая умная, а мой папа самый умный.
  • Мая мама самая добрая, а мой папа самый добрый.

А теперь обсудите с малышом, что мама — девочка, женщина. И все её качества, которые мы называли, имеют женский род. Слова «красивая», «умная», «добрая» использованы в женском роде. А какие слова у нас мужского рода?

«Волшебный трафарет»

Отличная развивающая игра для изучения цветов и отработки навыков образования словосочетаний «прилагательное + существительное».

Вам понадобится несколько прямоугольников из картона разного цвета, а также прямоугольники такого же размера из белого картона с прорезанным силуэтом различных легко узнаваемых по контуру предметов.

Предметы на силуэте должны быть как в единственном, так и во множественном числе.

Взрослый накладывает силуэт на цветной прямоугольник, а ребёнок должен ответить, что получается:

  • розовый чайник;
  • оранжевые мячики;
  • зелёные листья {листики|листочки};
  • красное платье;
  • голубая коляска.

«Командир»

Предложите ребёнку немного покомандовать его любимой игрушкой — куклой или плюшевой зверушкой. Суть игры проста. Вы называете ребёнку то или иное действие (глагол), а малыш должен скомандовать игрушке, что ей делать. Если приказной тон вам не по душе, можно добавить к глаголу слово «пожалуйста». Главное — чтобы ребёнок потренировался образовывать от глагола повелительное наклонение.

  • Пора спать — Машенька, спи!
  • Пора есть — Машенька, ешь!
  • Пора танцевать — Машенька, танцуй!

А если мы будем командовать всеми твоими куколками сразу?

  • Куклы, спите!
  • Куклы, ешьте!
  • Куклы, танцуйте!

Чтобы игра стала интереснее, а её развивающий потенциал шире, не озвучивайте действие, а показывайте его на картинках.

«Что это делает»

Увлекательная игра на развитие навыка образования глагола от существительного. Для малышей лучше всего использовать наглядный дидактический материал: предметы, игрушки или картинки. Для ребят старшего дошкольного возраста достаточно просто называть слова, от которых им надо образовать действие.

  • Что делает дудочка? Дудит!
  • Что делает гром? Гремит!
  • Что делает звонок? Звонит!
  • Что делает бегун? Бежит!
  • Что делает пловец? Плывёт!

Вы можете усложнить задание, предложив ребёнку добавить к предмету и действию их признаки:

  • Красивая дудочка красиво дудит.
  • Громкий гром громко гремит.
  • Звонкий звонок звонко звонит.
  • Быстрый бегун быстро бежит.
  • Ловкий пловец ловко плывёт.

Советы «Эврики»

  1. Друзья, планируя развивающие занятия с ребёнком, тем реже используйте слово «занятие», чем младше малыш. По сути, все предложенные задания — игровые упражнения, или просто игры. Вот и играйте на радость карапузу.

    Ведь играть любят все мальчики и девочки!

  2. Следите за грамотностью детской речи, ненавязчиво, но регулярно исправляйте ошибки в произношении слов и формировании грамматических конструкций.
  3. Тщательно контролируйте, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок.

    Иногда персонажам специально прописывают дефекты в развитии речи, но такое решение сценаристов может сыграть с вашим карапузом злую шутку.

  4. С не меньшей критичностью выбирайте детские литературные произведения. Читайте ребёнку произведения разных жанров, знакомьте его со стилистическим многообразием родной речи.

  5. Если ребёнок не хочет играть в предложенную вами игру, замените её чем-то другим. Помните: в дошкольном возрасте усваивается только тот материал, который вызвал искренний интерес ребёнка.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Источник: http://nii-evrika.ru/zanimatelnaya-grammatika-dlya-doshkolnikov/

Лексико-грамматические игры и задания для детей

Занимательная грамматика для дошкольников. Лексико-грамматические игры и задания

Цель: уточнять представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме.

1. Воспитатель показывает, а дети называют части тела.

2. Ребенок самостоятельно показывает и называет части тела.

Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти.

Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина.

Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, веки, глаза, нос, щеки, рот, борода, подбородок.

Рот: губы, зубы, язык.

Нога: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пальцы, ногти, подошва.

«Один — много» (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Человек и его здоровье»; закреплять умение детей словоизменения.

Задание. педагог называет часть тела в единственном числе (нос) и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает изменением слова в множественное число (носы) и возвращает мяч педагогу.

«Ласковое  слово» ( можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку)

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк-, -еньк-, -чк-, -чн-); развивать коммуникативные навыки детей, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Задание1. Назови ласково «волосы — волосики»

Голова — …, лоб — …, брови — …, ресницы — …, глаза — …, затылок — …, щеки — …, нос — …, подбородок — …, рот — …, язык — …, горло — …, зубы — …, уши — …, грудь — …, губы — …, руки — …, локти — …, пальцы — …, ногти — …, плечи — …, шея — …, спина — …, живот — …, ноги — …, колени — …, пятки — …, лопатки — … и т.д.

Задание 2. Дети выбирают себе название ОБЪЕКТА и составляют диалог.

— У меня глаза.

— У тебя глазки. У меня рот.

— У тебя ротик. У меня нос.

— У тебя носик. У меня зубы.

— У тебя зубки. У меня локти.

— У тебя локотки. У меня спина… И т.д.

Задание 3. Назови малышей ласково!

Саша — Сашенька, Алена — Аленушка, Лена — …, Вова — …, Женя — …, Алеша — …, Дима — …, Коля — …, Ваня — …, Вася — …,  Оля — …, Таня — …, Катя — …, Люда — …, Наташа — …, Люба — …, Света — …, Лиля — … и т.д.

«Кто больше знает слов?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Человек и его здоровье«; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом.

Дети называют по одному слову — части тела.

Задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть?

Например: «Ухо»: «Ухо нужно человеку, чтобы слышать звуки!»

Глаза нужны человеку, чтобы видеть, рассматривать, присматриваться; чтобы «строить глазки»;  чтобы «косить глазом» и т.д.

«Что  над/под чем?»

Цель: активизировать в речи применение предлогов; развивать пространственную ориентировку относительно себя и относительно других предметов; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме Творительного падежа ед. числа.

Материал: зеркала.

Задание. Назвать части лица (затем тела и окружающие предметы) относительно друг друга.

Например: Где находятся ваши глаза? — На лице, под бровями; над щеками, по обеим сторонам от носа и т.д.

«Кто больше назовет действий  объекта?»

Цель: активизировать словарь действий; упражнять в составлении простого предложения с заданным (задуманным) словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

1. Дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом ОБЪЕКТ, кратко объясняя их цель. Выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие.

Например: Нос — нюхать, дышать, морщиться, сморкаться, чихать … И гулять (как у Гоголя)

2. Подобрать предмет (часть тела) к действию (с мячом):

видят — …, дышит — …, трогают — …, слышат — …, жуют — …, нюхает — …, работают — …, стоят — …, говорит — …, бегают — …, машут — …, пишут — … и т.д.

3. Отгадать предмет (часть тела) по нескольким действиям: дышит и нюхает — …,  дышит, ест и говорит — …, шьют, пишут, играют — …,  слушают и слышат — …, жуют, кусают и сжимаются — …, думает, кивает, вертится — … и т.д.

«Отражение в озере»

Цель: — активизировать в речи детей названия цвета (формы), предметов по теме «Человек и его здоровье»;

-упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (Винительный падеж);

— уточнять представления детей о реальных объектах;

— развивать способность к творческому воображению в процессе преобразования объекта по цвету (форме или величине); развивать способности к логическому мышлению при выявлении следствий такого преобразования.

— развивать связную речь детей при объяснении следствий преображения объектов.

Оборудование: бесформенные листочки цветной бумаги (цветные очки), предметные картинки по теме «Тело человека».

Задание. «Водяной со дна озера видит людей…

— только одного цвета — цвета своего озера;

— искаженной формы;

— искаженной величины.

Представьте себя в роли такого Водяного и расскажите, как изменятся эти люди?!

Например: Люди с синим цветом кожи, волосами, глазами, губами… Или люди — роботы: квадратные головы, туловище, ноги и руки прямоугольной формы (как им двигаться?) Что они увидят квадратными глазами? Как будет двигаться зрачок?

Предложите детям нарисовать таких «инопланетян».

«Украсим слово»

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Человек и его здоровье»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека и выбирают путем жребия картинку (например, глаз).

Задание. каждая команда по очереди называет слово — определение к ОБЪЕКТУ — глазу. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество слов — определений.

Глаз: карий, всевидящий, зоркий, слепой, мокрый, слезливый, плачущий, хитрый, прищуренный, испуганный, широко распахнутый, косой, внимательный, большой — маленький, красивый и т.д.

Голова: умная, красивая, большая, детская, взрослая, больная — здоровая, толковая и т.д.

Ноги: длинные — короткие, большие — маленькие, сильные — слабые, красивые, стройные — кривые, крепкие, развитые (мышцы),  устойчивые и т.д

Руки: сильные — слабые, большие — маленькие, работящие, ленивые, умелые, чистые — грязные, нежные, золотые и т.д.

Волосы: длинные — короткие, густые — редкие, кудрявые — прямые, черные, русые, рыжие, чистые, тонкие, торчащие, жесткие, мягкие, шелковистые и т.д.

Язык: большой — маленький, широкий — узкий, мягкий, мясистый, неподвижный, болтливый, без костей, как помело и т.д.

Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/leksiko-grammaticheskie-igry-i-zadaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.