Возникновение произвольного поведения. Развитие произвольного поведения у детей

Содержание

Произвольность в поведении ребенка: что и как?

Возникновение произвольного поведения. Развитие произвольного поведения у детей

Прежде чем рассмотрим, как осуществляется формирование произвольности у детей, обратимся к понятию произвольности. Под произвольностью в психологии рассматривают конкретную мотивационную функцию. Касаемо старших дошкольников данная функция направлена на сформированность психологической готовности к обучению в школе.

Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Конец дошкольного детства — это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно.

Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности.

Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение,  необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Готовность к  школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности.

Произвольность включает различные стороны личности ребенка . Это  произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте.

Произвольность включает следующие умения:

  • Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.
  • Ориентация на выполнение заданных требований.
  • Быть внимательным к говорящему,  готовность выполнять задания говорящего.
  • Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Что же такое произвольность поведения?

Если у ребенка развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать свое настроение. Регулирование своим поведением связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга.

В 7 лет они еще не сформированы, поэтому ребенку сложно управлять поведением. Для того, чтобы ускорить процесс развития необходимых структур головного мозга, необходимо работать над физическими способностями дошкольников.

Именно данный процесс способствует развитию воли и произвольности на физиологическом уровне.

Так как произвольность поведения — это осознанное действо,  то она поддается формированию. Каждый ребенок способен воспринимать информацию, обращенную к нему, понимает, что от него требуется. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста есть требование осознания собственных действий и поступков. Они могут преодолевать непосредственное поведение по ситуации.

И тут, стоит сказать о том, что детям в дошкольном возрасте сложно научиться воспринимать и выполнять инструкции, которые даются ему со стороны взрослого.  Но это и есть первый шаг к практическим навыкам ребенка владения собой, своими поступками, поведением.

К сожалению, родители очень не правы, если думают, что для послушания их чада достаточно лишь нравоучительных бесед и убеждений. Одними словами поведение ребенка не исправишь.

Это нам, взрослым, понятны поведенческие нормы, а ребенку сложно оценить их важность.

Говорить с ребенком надо, но делать это надо не настойчиво, доброжелательно, возможно, с элементами занимательности, лучше в игровой деятельности.

Роль общения в становлении произвольности поведения дошкольников

Общение, включенное в определенную деятельность,  помогает ребенку осознать с вое поведение.  В процессе общения с другими детьми, родителями, воспитателем у детей старшего дошкольного возраста развиваются очень важные качества — самостоятельность и осознанность. Именно эти качества являются предпосылками произвольности.

Интересно, что за формирование произвольности у детей и развитие самостоятельности, осознанности, как факторов целенаправленной деятельности детей старшего дошкольного возраста,  отвечают лобные доли головного мозга. Эти области мозга окончательно бывают сформированы к возрасту 4-6 лет. В это время дети и начинают контролировать свои действия. Это и есть задатки произвольности.

В общении с другими людьми зарождаются способности к саморегуляции поступков и действий.  Общаясь с детьми в группе, малыш учится поступать так, как его просят.

 Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста

Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. Через конкретные правила дети учатся контролировать свои желания, регулировать поведение.

Сознательно действуя по правилам, дети учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, идет развитие осознанности ситуативность поведения.

Каждая игра, даже самая простая, имеет определенные правила, управляющие и регулирующие действия детей старшего дошкольного возраста.  В игре дети находятся в интересной совместной деятельности, им естественно подчиняться игровым правилам.

Эти правила дают развитие своеобразным регулятором действий ребенка. Как это происходит? Сначала дети следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением. Сначала за поведением в игре.

Постепенно это переходит на жизненные поступки.

Каковы этапы формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Первый этап начинается уже в первые месяцы жизни ребенка. Ребенок этого возраста произвольно направляет свои движения к предметам.

На следующем этапе (когда уже начинает развиваться речь) ребенок уже проявляет речевое регулирование.

Затем ребенок учится выделять и осознавать правила. Эти правила и регулируют детское поведение.

И, наконец, поведение ребенка регулируется им вполне осознанно.

Произвольное поведение — это не только следовать заданным правилам, но также и отказ выполнять что-либо запрещенное или нежелательное. Здесь можно сравнить произвольность поведения с волевым действием, которое имеет развитие уже в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей жизни человека.

Но, чем раньше будет сформирована произвольность, тем скорее (в нашем случае) ребенок адаптируется в социуме. В обществе не любят тех, кто поступает вопреки социальным правилам. Поэтому каждому, уже с детского сада, надо уметь контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали в обществе.

Какие произвольные умения формируют в детском возрасте?

Родители всегда учат детей старшего дошкольного возраста выполнять определенные действия. К первым произвольным действиям относятся — умение правильно сидеть, правильно держать ложку. Затем уже воспитатели требуют от детей старшего дошкольного возраста сидеть на занятии спокойно, не крутиться и не бегать по группе.  Так начинается формирование произвольности будущих первоклассников.

Сначала дошкольникам трудно выполнять инструкции воспитателя, но постепенно они привыкают следить за собой, следят за положением тела во время занятий, следят и контролируют также и свои психические процессы.

Психическими процессами называют группу психических явлений, или составные элементы психики.

Произвольность психических процессов для дошкольника, особенно старшего дошкольника, очень важное условие успешного обучения в школе.

Особенно важны в этот период развитие произвольного внимания и, как следствие, целенаправленное формирование произвольности у детей.

Это необходимо, чтобы будущий первоклассник мог спокойно сидеть на уроке, не отвлекаться от темы, следовать инструкциям учителя.

Далее рассмотрим, каким образом формируют произвольность внимания, памяти, мышления, восприятия.

Формирование произвольности внимания у дошкольников

Внимание — это психический процесс или состояние, когда ребенок концентрируется на заданной информации, стараясь не отвлекаться. Внимание не отделяют от мышления, памяти и других психических состояний. Ведь ребенок внимателен, когда его мысли направлены на то или иное явление.

Произвольное внимание это способность дошкольников сознательно направлять внимание на объект. Развитие такого внимания связано с формированием воли ребенка. Произвольному вниманию свойственна активность.

Ребенок под действием воли принимает или отвергает информацию. Развитие произвольного внимания и в целом формирование произвольности у детей зависят от развитой речи, как второй сигнальной системы.

Внимание дошкольников направляется на определенную информацию или объекты только путем вербально представленной задачи.

Как формировать произвольность восприятия?

Формирование произвольности восприятия начинают уже в раннем возрасте. К примеру, малышу показывают картинку, где изображены дети на катке. У кого — то выпала варежка. На снегу лежит варежка. Ребенок должен определить, кто же из катающихся ребят потерял варежку.

  Это упражнение действует таким образом — ребенок смотрит на детей старшего дошкольного возраста по очереди, на варежку.

У ребенка развивается произвольное восприятие, он быстро определяет по цвету (восприятие цвета), у кого варежка на руке такого же цвета, что и потерянная варежка.

Произвольность запоминания или памяти

Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации, или по-другому — запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся. Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевых действий.

Произвольность запоминания — очень важное качество для дошкольника, ведь в школе ему придется много запоминать учебного материала.  Развитие произвольного запоминания осуществляется тогда, когда воспитатель или другой взрослый просит запомнить понравившийся стишок. Или запомнить картинки, а потом назвать, что на них было изображено.

Формирование произвольности у детей и мыслительной деятельности?

Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно.

Что необходимо для развития произвольности дошкольника?

Формирование произвольности у детей в группе детского сада осуществляют через индивидуальные  и коллективные формы разных видов деятельности. При этом воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников. Для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребенка, ведь именно речь способствует саморегуляции действий  ребенка.

Для развития речи с целью формирования произвольности воспитатели проводят беседы. В беседах воспитатель объясняет, как нужно относиться к другим детям, как поступать в  разных ситуациях.

Беседы проводятся на разные темы. У дошкольников спрашивают, чем они занимались на выходных. И такие беседы способствуют развитию произвольности памяти. Дети припоминают события прошлого. В беседах о будущем начинается формирование произвольности у детей, в том числе развитие произвольных мыслительных процессов. Дети размышляют, что их ждет в будущем.

Во время выполнения разного вида заданий дети проявляют произвольность внимания. Особенно этому способствуют занятия продуктивными видами деятельности. В них дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т.е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.

Источник: https://podrastu.ru/psikhika/formirovanie-proizvolnosti-detei.html

Портал педагога |

Возникновение произвольного поведения. Развитие произвольного поведения у детей

Давлетчина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “детский сад№108″ Воробышек”
Населённый пункт: Кемеровская область г.

Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: “Игра как средство развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста”
16.12.

2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство развития произвольного поведения детей старшего

дошкольного возраста

На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является

создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его

возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов

активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований»

развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших

новообразований

дошкольного

возраста

является

возникновение

у

детей

произвольного

поведения.

Данное

новообразование

является

важным

для

ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются

общие

психологические

требования

сознательной

целенаправленности

и

управляемости.

В

период

дошкольного

возраста

ребёнок

овладевает

способностью контролировать свои действия, планировать эти действия, после

о вл а д е н и я

д а н н ы м и

с п о с о б н о с тя м и

д е я т е л ь н о с т ь

с т а н о в и т с я

целенаправленной.

Недостаточно

полноценное

развитие

произвольного

поведения

у

детей

дошкольного

возраста

значительно

затрудняет

процесс

усвоения

знаний,

формирования

учебной

деятельности.

Поэтому

развитие

произвольного поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста

является актуальным направлением работы воспитателей.

Механизм

управления

своим

поведением

подчинение

правилам

складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует

ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные

требования

взрослых,

а

образ

другого

человека,

чьё

поведение

копирует

ребёнок.

Самоконтроль

только

появляется

к

концу

дошкольного

возраста,

поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его

товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый

самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления

поведением,

и

образ

начинает

регулировать

поведение

ребёнка

непосредственно.

2

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие

неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко

удаётся

ребёнку

в

игре,

гораздо

хуже

получается

при

соответствующих

требованиях

взрослых.

Например,

играя,

ребенок

старшего

дошкольного

возраста

может

долго

стоять

в

позе

часового,

но

ему

трудно

выполнить

аналогичное

задание,

данное

экспериментатором,

стоять

прямо

и

не

двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного

поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне

сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.

Подвижные

игры

ценны

в

педагогическом

отношении,

оказывают

большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные

чувства, физически укрепляют ребёнка. В игре происходит и развитие волевых

качеств,

таких

как:

умение

ограничивать

свои

желания,

преодолевать

препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные

нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Каждая, даже самая простая подвижная игра обязательно имеет правила,

которые

организуют

и

регулируют

действия.

Эти

правила

определенным

образом ограничивают спонтанность, импульсивную активность, ситуативность

поведения. Правило игры, которое вводит взрослый, как раз и становится той

точкой опоры, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить

их. Согласно правилам, играющие действуют произвольно. В то же время эта

произвольность

достигается

не

по

принуждению,

а

по

их

доброй

воле,

поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро

убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно

привыкают

следить

за

своим

поведением,

управлять

своими

движениями.

Правила

в

этих

играх

создают

для

ребёнка

известные

нормы

действия,

определяют, что надо делать и что делать нельзя. Дети должны научиться

пользоваться правилами, подчиняться им – только при этих условиях может

состояться

игра.

Овладение

правилами

в

подвижной

игре

является

значительным фактором в формировании произвольности поведения ребёнка.

3

Этот процесс осуществляется не сразу, а в несколько этапов.

Первоначально

дети

включаются

в

игру

только

эмоционально

и

непосредственно. Правила игры на этом этапе часто нарушаются. Взрослый

должен постоянно обращать внимание дошкольников на наличие правил. В

результате

происходит

подстройка

поведения

дошкольника

к

выполнению

правил. На начальном этапе разучивания подвижной игры решаем задачу –

научить детей действовать в соответствии с правилами игры. Используем игры:

«У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Наседка и цыплята»,

«Лохматый пёс». Вводятся сначала основные правила, без которых не может

состояться игра. Обычно таких правил не более 3-х. Правила формулируем

четко, доступно. В игру играем многократно, до тех пор, пока все дети усвоят

правила, и они не будут доведены до автоматизма. Играя с детьми, занимаю

позицию

партнёра

и

одновременно

контролирую,

побуждаю

детей

своими

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=36366

Скоро в школу: развитие произвольности у детей 6–7 лет

Возникновение произвольного поведения. Развитие произвольного поведения у детей

Детская непосредственность умиляет и воспринимается как неотъемлемая черта раннего возраста. Но постепенно импульсивность в речах и действиях ребёнка должна уступать место осознанному, произвольному поведению. Как научить малыша контролировать свои импульсивные желания? Как помочь ему развивать произвольность в поведении? Давайте разбираться вместе, друзья!

Произвольное поведение: что это такое

Под произвольностью поведения, формирование которой начинается в дошкольном детстве, но продолжается и в более зрелом возрасте, понимается способность индивида управлять своими поступками и настроением. Для успешного развития произвольности важен ряд факторов, совокупность которых можно разбить на две группы: психофизиологические и социальные.

  • Психофизиологические факторы. За способность контролировать собственное поведение отвечают лобные отделы головного мозга, формирование которых происходит обычно к 7-летнему возрасту. В силу возрастных физиологических особенностей малышам младшего и среднего дошкольного возраста сложно управлять своим поведением. Но внимательное отношение взрослых к физическому развитию ребёнка благоприятно отражается и на развитии структур мозга. Стимулируя быстроту и ловкость движений, работая над координацией и равновесием, совершенствуя гибкость и пластику, вы обеспечиваете физиологические предпосылки развития произвольного и волевого поведения.
  • Социальные факторы. Важную роль в развитии произвольности играет воспитание, которое во многом определяется жизненным опытом, а в дошкольном возрасте осуществляется преимущественно через игровые виды деятельности. Побуждая ребёнка действовать согласно принятым в обществе нормам, доходчиво эти нормы объясняя, взрослый создаёт условия для становления произвольности в поведении дошкольника.

Разумеется, формирование волевых качеств происходит постепенно, при постоянном взаимодействии ребёнка с окружающими его людьми. Игры, развивающие занятия, общение со сверстниками и взрослыми помогают малышу осваивать механизмы управления своим поведением, помогают ему контролировать присущую раннему детству импульсивность, которую противопоставляют произвольности.

Значение игры в формировании произвольного поведения

Одним из важных условий произвольного поведения является преобладание мотива «я должен» над «я хочу». Поведение, сформированное из осознанных, подчинённых определённой цели поступков, можно назвать произвольным. Хорошим тренажёром произвольности в этом смысле выступают игры

Важно предлагать ребёнку разные виды игр, ведь каждый из них вносит свой значительный вклад в развитие произвольности.

  • Подвижные игры с правилами формируют у ребёнка образ поведения, задают перечень разрешённых и запрещённых действий. Если правила нарушены, игра остановится и придётся начинать всё сначала. Так малыш привыкает выполнять внешние требования, подчиняться им.
  • Сюжетные игры, особенно в паре или в группе, учат управлять своими импульсивными желаниями, сдерживая их ради достижения поставленных командой задач.
  • Настольные игры развивают усидчивость и внимание, учат целенаправленно концентрироваться на выполнении игрового задания.
  • Словесные игры помогают преодолевать речевую импульсивность.
  • Игры с использованием графических изображений требуют длительное время удерживать в сознании заданное правило, которым надо руководствоваться при выполнении игрового упражнения.

Составляя систему игр для развития произвольной сферы дошкольника, обратите внимание, что игровая деятельность должна формировать у малыша несколько умений:

  • следование правилам;
  • коллективная работа;
  • поэтапное достижение цели;
  • осуществление контроля над своей деятельностью и деятельностью партнёров по игре.

Позаботьтесь о формировании ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости ребёнка в игру.

«Светофор»

Приготовьте из цветного картона три цветных круга: красный, жёлтый и зелёный.

  • Когда вы поднимаете вверх зелёный круг, можно бегать, танцевать, скакать и кричать.
  • Если вверху жёлтый круг, двигаться надо медленно и спокойно, а говорить тихо-тихо.
  • Красный — запрещающий сигнал. Увидев его, ребёнок должен остановиться как вкопанный и не произносить ни звука.

Заканчивать эту игру лучше красным «успокаивающим» сигналом.

«Ответ по просьбе»

Вы задаёте ребёнку самые разнообразные вопросы, на которые он точно знает ответ и готов с удовольствием этот ответ озвучить. Но (и это важно!) отвечать можно лишь после вашей просьбы:

«Да и нет не говорить»

В этой игре, напротив, отвечать желательно как можно быстрее. Но нельзя говорить «да», «нет» и «не знаю». Как только запрещённые слова прозвучали, игра останавливается, а игроки меняются местами.

 «Хлопки»

Приготовьте для ребёнка несколько последовательностей чисел вида:

Объясните, что каждое число обозначает, сколько раз надо хлопнуть, а тире между ними — паузу. К примеру, наша запись расшифровывается так:

  • Хлопок — пауза — хлопок — пауза — три хлопка — пауза — три хлопка — пауза — два хлопка — пауза — хлопок.

Пусть остальные задания ребёнок попробует выполнить без вашей подсказки.

«Летает — не летает»

Игроки садятся в круг рядом с ведущим. Ведущий произносит различные слова. Если названное слово обозначает летающий объект, детям надо поднять руки вверх, если нелетающий — руки лежат на коленях.

Игру можно усложнить. Ведущий тоже поднимет руки, но иногда он может специально ошибаться, а игрокам важно правильно отреагировать именно на слова, а не на действия ведущего.

Друзья, мы назвали лишь несколько игр на развитие произвольности у дошкольников.

Работая над волевыми качествами малыша, чаще играйте с ним в лото и игры-бродилки, разнообразные активные и словесные игры, вместе создавайте поделки, рисуйте, занимайтесь оригами и выполняйте графические диктанты.

Чем раньше малыш научится с удовольствием и осознанностью следовать правилам ради достижения цели, тем эффективнее и успешнее будет его обучение в школе!

Мы желаем вам счастливого родительства. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/skoro-v-shkolu-razvitie-proizvolnosti-u-detej-6-7-let/

Произвольное – психология

Возникновение произвольного поведения. Развитие произвольного поведения у детей

Прежде чем рассмотрим, как осуществляется формирование произвольности у детей, обратимся к понятию произвольности. Под произвольностью в психологии рассматривают конкретную мотивационную функцию. Касаемо старших дошкольников данная функция направлена на сформированность психологической готовности к обучению в школе.

Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Конец дошкольного детства — это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно.

Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности.

Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение,  необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Готовность к  школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности.

Произвольность включает различные стороны личности ребенка . Это  произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте.

Произвольность включает следующие умения:

  • Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.
  • Ориентация на выполнение заданных требований.
  • Быть внимательным к говорящему,  готовность выполнять задания говорящего.
  • Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.