Воспитание эстетического вкуса для развития личности. Эстетический и художественный вкуc

Содержание

Формирование эстетического воспитания и его развитие

Воспитание эстетического вкуса для развития личности. Эстетический и художественный вкуc

Эстетическое воспитание – направление воспитания, задачей которого является обучение человека пониманию, навыкам оценки прекрасного, окружающего его.

Что значит “прекрасное”? Оно отличается от понятий “красота”, “красивый”. “Прекрасное” – описание, включающее тонкие понятия. Такие как гуманизм, духовность, совершенство, гармония, мораль. “Красота” – описывает внешнюю форму, которая способна изменяться в зависимости от исторического времени, моды, предпочтений конкретного общества.

Формирование эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – часть культуры личности, необходимое направление любого развитого общества. Формирование личности ребенка, познание правильного отношения к красоте окружающего мира – сложный процесс, содержащий в основе гармоничное развитие чувств.

Эстетическое воспитание осуществляется совместно с трудовым, нравственным воспитанием. Оно проходит через все сферы жизни ребенка. Формирование моральных, умственных качеств (тонкость чувств, особенности мышления, характер, моральные ценности, установки) – основа формирования эстетических.

Сформированные способности подчеркивают индивидуальность каждого члена общества. Эстетически развитый человек всегда обладает высоким моральным, интеллектуальным уровнем.

Цели, задачи

Роль эстетического воспитания в развитии личности любого человека крайне важна. Оно ставит перед собой цель – развить у человека возможность воспринимать красоту в повседневной жизни и художественном искусстве, сформировать культуру личности, состоящую из компонентов:

  • Восприятие – способность замечать внутреннюю красоту;
  • Чувства – особенности эмоциональной оценки;
  • Потребности – желание “общения” с прекрасным;
  • Вкус – способность оценивать;
  • Идеалы – сформированные представления о прекрасном.

Задачи развития:

  • формировать гармоничную личность;
  • формировать способность видеть, оценивать прекрасное;
  • вырабатывать эстетические чувства, чувства вкуса;
  • развивать способности к творчеству.

воспитания

При правильном воспитании у детей должно произойти:

  • формирование знаний о прекрасном;
  • освоение основных критериев: “возвышенное”, “низменное”;
  • освоение навыков оценки;
  • освоение категорий смешного, серьезного, комического;
  • формирование знаний элементарной художественной культуры;
  • приобретение первоначальных знаний и навыков (слушания музыки, наблюдения за явлениями, отделения индивидуальных, общих свойств, особенностей);
  • развитие стремления к творчеству, инициативности.

Средства, критерии

Эстетическое воспитания включает организацию разнообразной деятельности (художественной, трудовой, эмоциональной, оценочной, природоохранной).

Средства приобщения к прекрасному:

  • Произведения искусства (скульптура, музыка, литература, живопись);
  • Природа;
  • Эстетика взаимоотношений, внутреннего мира человека;
  • Средства массовой информации;
  • Народные традиции.

Критерии эстетической культуры:

  • потребность преображения действительности согласно законам прекрасного;
  • знание основ искусства, культурных традиций;
  • стремление созидания искусства, общению с природой;
  • умение принимать, понимать искусство, оценивать;
  • потребность самовыражения;
  • эстетизация отношений, труда.

  Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Чтобы воспитание было успешных, необходима организация воздействия нескольких основных факторов:

  • Воздействие на ребенка произведений искусства;
  • осуществление воспитания в труде, деятельности;
  • организация направленного влияния окружающей предметной среды;
  • занятия художественной деятельностью;
  • теоретическое воспитание.

Развитие эстетического воспитания

Эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными. Для их формирования требуется специальное воспитание. Чувства – особое отражение в человеке окружающего мира. Они не могут возникнуть, развиваться там, где в окружении отсутствуют формы, краски, звуки – образцы прекрасного.

Основное средство приобретения эстетических чувств, качеств – произведения искусства. Они способны формировать личностные идеалы, сформировать вкус, содействуют повышению чувствительности. Произведения искусства сочетают трагедию и комедию, низменное и возвышенное, красивое и прекрасное. Они – основной фактор эстетического воспитания.

Пассивное общение с произведениями культуры не так эффективно, как организация восприятия с моментом сотворчества, сопереживания читателя, слушателя. Понимание произведения, переживания, возникающие при его просмотре или прослушивании, вносит свой вклад в становление культуры человека.

Важные способы формирования – теоретические формы: уроки, лекции, посещение музеев, галерей, концертов, формирующих запас знаний о культуре.

Формирование правильного отношения к прекрасному невозможно только посредством красоты природы, приобщения к произведениям искусства. Обретая свободу в деятельности, человек соприкасается с источниками прекрасного в обществе. Эстетическое воспитание трудом – направление необходимое для формирования культуры личности как части общества.

Особое значение приобретает мода – сложное, многостороннее явление сознания.

Средства массовой информации вносят свой вклад в развитие чувства прекрасного. В них заложены неограниченные возможности воспитания.

Факторы, влияющие на формирование эстетических качеств неразрывно связаны друг с другом. Особенно важна мотивация человека к развитию, его потребность в приобщении к прекрасному.

Эстетическое воспитание и семья

Формирование чувства прекрасного начинается с самого раннего детства. Роль семьи, родителей в становлении этого чувства у ребенка на ранних этапах становления личности неоценима.

Для ребенка мать, отец являются идеалами.

Личный пример родителей, методы воздействия (применение песен, колыбельных, посещение культурных заведений, прочтение книг, рисование) формируют фундамент для развития эстетических качеств у ребенка.

Факторы влияния семьи:

  • внешний вид членов семьи;
  • семейная атмосфера, доверительность, взаимное уважение;
  • эмоциональность;
  • формы воздействия;
  • умение родителей выражать чувства;
  • эстетика быта (оформление детской комнаты, жилого пространства, цветы, чистота, порядок).

Все это оказывает положительный эффект при формировании внутреннего чувства прекрасного, находящего свое выражение в становлении личности ребенка в будущем.

Дети до школы начинают проявлять эстетические качества личности при рисовании, построении замков из кубиков, снега, песка. На этом этапе родителям важно помочь им не затормозить, а ускорить развитие этих качеств. На этом периоде формируется интерес ребенка к труду, желание понимать красоту.

Первоначальные чувства у ребенка вызывает красивая музыка, детские украшения (банты, яркая одежда, игрушка). Важно побуждать интерес к произведениям литературы. При слушании у детей развивается речь, чувство ритма, чувствительность слуха, эмоциональность голоса.

Поведение ребенка часто подражает взрослым. Важно, чтобы они видели около себя только хорошее, доброе.

Воспитание в дошкольном учреждении

Попадая в детский сад, ребенок окунается в новый мир. Вопросы прекрасного начинаются в нем с оформления помещения. Все, что окружает малыша, должно быть чистым, аккуратным.

Помещение насыщено произведениями искусства: картинками, произведениями декоративного искусства. Особая роль отводится народному творчеству.

Большое значение в детском саду приобретают занятия по музыке, рисованию, лепке, чтению.

Игры с пением, хороводами; сценки из сказок, детских книг, применение народных костюмов – лучшее средство развития нравственно-эстетической культуры ребенка.

Наиболее применимым средством является природа – источник разнообразных качеств. Прогулки, экскурсии учат замечать прекрасное в окружающем. Пение птиц, животные, цветы, шум деревьев – дают воспитанникам положительные эмоции от пребывания на улице. Важно также создание специализированных “уголков природы”.

Первые эмоционально – эстетические качества зависит от игры. Влияние художественно оформленных игрушек на ребенка доказано. Игрушки, выполненные в народном стиле, – отличное средство для развития уважения к народным традициям.

Воспитание и школа

Школа влияет на становление всех качеств ребенка. Особое значение имеют уроки русского языка, литературы, знакомящие детей с красотой родного языка, помогающие ценить произведения литературы.

Занятия по музыке развивают голос, слух, приобщают к музыкальным произведениям мирового искусства, рисование способствует формированию художественного вкуса, приобщает к изобразительному искусству.

Внеклассные мероприятия разносторонне влияют на формирование разных качеств у школьников. Велико значение в формировании культуры понимания прекрасного досуговых, дополнительных учреждений образования: музыкальных, изобразительных школ, студий танцев и музыки.

Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, дошкольные учреждения, школа.

Родителям, учителям необходимо постараться создать обстановку, в которой у ребенка как можно быстрее развивается чувство красоты, чистоты, аккуратности.

Эти качества становятся определяющими при развитии чувства прекрасного и общей культуры личности.

Источник: https://vospitanie.guru/esteticheskoe/formirovanie-i-razvitie

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников: особенности методики и советы педагогов

Воспитание эстетического вкуса для развития личности. Эстетический и художественный вкуc

С самого раннего детства ребенок обращает внимание на красивые, яркие предметы вокруг него, по-разному реагирует на различную музыку. Чтение стихов или сказок, рассматривание картинок подсознательно порождают в нем множество приятных эмоций.

По мере роста и развития ребенка подсознательное становится все более осознанным, формируется художественно-эстетический вкус, стремление к творческой деятельности. Однако происходит это не само по себе, а в процессе воспитания. Развивая эстетические чувства малыша, родители закладывают фундамент его богатого духовного мира.

Поэтому значимость художественно-эстетического воспитания нельзя недооценивать.

Чем это полезно?

Художественно-эстетическое воспитание – процесс сложный, кропотливый, поскольку неразрывно связан с эмоциональной, творческой составляющей детской психики.

Что это дает ребенку?

  • Развивает способность видеть красоту в окружающем мире, искусстве, отношениях людей, быту, природе.
  • Воспитывает чувства, ум ребенка.
  • Обогащает эмоциональную сферу.
  • Помогает развивать фантазию, воображение.
  • Стимулирует желание создавать собственные творческие работы.
  • Ориентирует на получение навыков художественной, а также другой творческой деятельности.
  • Формирует представления о видах искусства.
  • Учит понимать художественную и практическую ценность произведений искусства (музыки, живописи, фольклора, литературы).
  • Учит сопереживать персонажам литературных произведений.
  • Дает представление о понятиях «прекрасное», «безобразное», «гармония», «дисгармония», «трагическое», «комическое».
  • Обогащает чувственный опыт.
  • Формирует эстетический вкус.
  • Учит нравственности.
  • Стимулирует познавательную активность.
  • Обогащает духовную сферу.

Маленький ребенок с раннего возраста учится на примере родителей и того окружения, в котором он растет. Поэтому создавайте для него благоприятные условия, которые будут способствовать формированию чувства прекрасного. Пример должен быть правильным. Ваша одежда, речь, поведение, игрушки для малыша – все это должно закладывать в крохе первые эстетические чувства.

Красота и искусство

Любая методика художественно-эстетического развития дошкольников состоит из художественной части (умение понимать и ценить искусство, творить самому) и эстетической (формирование основ вкуса, гармонии, чувства прекрасного). Осознанным развитием этих сфер можно заниматься с раннего дошкольного возраста, постепенно обогащая опыт ребенка.

Создавая благоприятную среду для эстетического развития, родителям важно позаботиться о том, чтобы дом был чистым, уютным, в нем присутствовали художественные элементы (картины, статуэтки). Если во всем этом чувствуется вкус, со временем ребенок научится его понимать, а затем – развивать это качество в себе.

Научить чувствовать прекрасное лучше всего может природа. Поэтому необходимо дать ребенку представление об этой красоте.

Для этого важны частые выезды на природу, рассказы родителей о том, как гармонично в ней все устроено, какие красивые линии, формы, цвета у растений, животных, какая гармония присутствует в цветовой палитре природных ландшафтов в разные времена года.

При этом очень важно объяснять и показывать на своем примере, что к природе нужно относиться бережно – не ломать ветки, не убивать просто так насекомых, не бросать мусор в водоем, а увозить его с собой в пакете.

Кроме прочего, выезды на природу будут способствовать гармонизации семейных отношений, расширению кругозора, развитию речи ребенка.

Для развития художественной составляющей интеллекта у детей дошкольного возраста надо постепенно погружать их в мир искусства.

Примерно с 2 лет можно знакомить кроху с репродукциями известных картин, изображения на которых будут ему понятны (персонажи или сюжеты сказок, изображения животных, натюрморты с фруктами, цветами).

Полезна будет классическая музыка, которую дома включают периодически. В этом возрасте уже можно посещать кукольный театр.

Примерно с 3–4 лет можно начинать обсуждать с крохой услышанное или увиденное, делиться впечатлениями, рассказывать о музыкальных инструментах.

С 4–5 лет полезно посещать с малышом детские музеи или выставки. Немного позже можно познакомить ребенка с детской филармонией или балетом, посещая с ним представления, соответствующие возрасту.

В качестве развивающих наглядных пособий для воспитания чувства прекрасного могут выступать предметы окружения (картины, портреты писателей, постеры с пейзажами), а также плакаты, знакомящие с разными видами ремесел (гжель, хохлома, палех, жостово, дымково), альбомы репродукций, пособия по лепке из глины или пластилина, конструированию из природных материалов, готовые наборы для детского творчества.

Само собой, в детской библиотеке должны быть соответствующие книги. Какие? Прежде всего, сборники русских народных сказок – кладезь народной мудрости.

Персонажи этих сказок могут научить ребенка ценить добро, осуждать зло, не совершать плохих поступков, быть трудолюбивым, помогать друзьям – то есть дать дошкольнику нравственную основу для эстетического развития.

Из классических произведений в эту категорию можно отнести, в первую очередь, сказки А. Пушкина, сказки и рассказы Н. Носова.

Произведения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина помогут малышу воспринимать и ценить красоту родной природы.

Что еще могут сделать родители?

Роль родителей в процессе воспитания художественно-эстетических чувств огромна. Они могут не только с раннего возраста подавать ребенку пример, но и создавать необходимые условия для развития в своем крохе «прекрасного, доброго, вечного». Для этого важно:

  • ограничить время слушания радиостанций, просмотра телевизора, игр за компьютером;
  • выбирать для малыша «старые и добрые» мультфильмы, сказки, развивающие передачи;
  • обсуждая, помогать дошкольнику осмысливать впечатления от произведений искусства;
  • подбирать и выразительно читать лучшие произведения художественной литературы (стихи и сказки классиков, произведения фольклора);
  • часто устраивать живое общение с природой (ходить в парк, выезжать в лес, к пруду, посещать зоопарк);
  • заниматься с ребенком творчеством: петь, рисовать, лепить, танцевать, конструировать, собирать мозаику, клеить панно, инсценировать. Будет прекрасно, если ребенок отразит в своих творениях чувства, вызванные в нем произведениями искусства (посещением картинной галереи, прослушиванием музыкального или литературного произведения) либо общением с живой природой.

Творческие занятия способствуют воспитанию у дошкольников художественно-эстетических качеств, формированию важных навыков:

  • умения составлять композицию;
  • гармонично сочетать цвета и формы;
  • осваивать принципы построения узоров и орнаментов;
  • использовать воображение;
  • развивать терпение, упорство, усидчивость;
  • тренировать мелкую моторику, глазомер;
  • мыслить образно.

Игровое художественное творчество

Известно, что основной вид деятельности ребенка – игра. Один из способов наиболее легко, но при этом глубоко погрузить малыша в творческую, художественную деятельность – предлагать ему сюжетно-ролевые игры. Они помогают познавать межличностные отношения и демонстрировать свои способности.

В таких играх дети пользуются своими личными средствами выразительности: речью, интонациями, пением, мимикой, пластикой. Даже самые простые из таких игр развивают эстетическое начало в малышах.

Например, играя в «дочки-матери», девочка учится проявлять нежность, ласку, заботу, любовь; играя в доктора, малыш учится сопереживать, помогать другим.

Истинно художественными можно назвать такие виды сюжетных игр, как, скажем, «музыкальный концерт» (особенно для мамы или бабушки, ко дню рождения или к 8 Марта), «праздник» (малыши учатся организовывать и проводить праздник, который порадует гостей), «театр» (многим детям нравится проявлять свои актерские способности, а деткам скромным и стеснительным это помогает раскрепоститься и поверить в себя). Кроме всего прочего, такие виды игр способствуют возникновению между детьми дружбы, основанной на совместных эстетических переживаниях.

Организуя и проводя такие игровые занятия с детьми, взрослые, прежде всего, должны научить детей чувствовать образ того героя, который они хотят воплотить, понимать и уметь передавать его характер.

Также важно всемерно поощрять инициативу детей, их творческое, художественное начало.

Полезные занятия

Кроме всего перечисленного развитию художественно-эстетического начала у дошкольников способствуют и другие игры. В том числе – групповые.

  • «Ищу тебя». Тот, кому выпала роль ведущего, ищет детей по определенным признакам (с серыми глазами, в одежде красного цвета, с именем на гласную букву). Те, кто соответствует заданному параметру, должны подбежать к ведущему. Тот, кто не успел или ошибся, становится ведущим.
  • «Под звуки музыки». Детям предлагается классическое музыкальное произведение (например, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Чайковского) и несколько репродукций пейзажей с разными временами года («Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Рожь» И. Шишкина). Дети должны прослушать музыку и решить, какая из картин соответствует тому настроению, которое мелодия передает («Золотая осень»).
  • «Весна пришла». Детям показывают несколько изображений времен года. Если на картине присутствуют признаки весны, дети подают знак (топают, хлопают, подпрыгивают). Подобную игру можно проводить и по другим временам года. Важно, чтобы дошкольники научились правильно определять признаки любого из них.
  • «Чудеса красок». Каждый ребенок получает набор карточек, на каждой из которых изображено по три воздушных шарика. Два окрашены основными цветами (красным и желтым, или синим и желтым, или красным и синим), а третий – не окрашен вовсе. Задача малышей – смешать присутствующие цвета на палитре и выяснить, какой цвет при этом получится, чтобы затем раскрасить им прозрачный шарик (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Победит тот, кто быстрее и аккуратнее справится с работой.

Итак, художественно-эстетическое воспитание – важная часть гармоничного развития маленькой личности. Чтобы этого добиться, взрослые должны сами во всем быть примером, создать соответствующую развивающую среду, организовать активное общение малыша с природой и искусством, предложить ему разнообразную творческую деятельность и всеми способами поощрять его творческие порывы.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/hudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie

Воспитание эстетического вкуса для развития личности

Воспитание эстетического вкуса для развития личности. Эстетический и художественный вкуc

Воспитание эстетического вкуса во все времена было неотъемлемой частью воспитательного процесса. Еще мудрые древние греки ставили его в один ряд с развитием интеллекта и физических возможностей, полагая, что всесторонне развитая личность может быть успешной только в том случае, если она умеет ценить окружающее ее прекрасное.

Современная педагогическая наука также придает большое значение возможностям эстетики. Развивать умение чувствовать, принимать и искать прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни – важная задача, которую нужно решать сразу после рождения малыша.

Сущность определения

«Эстетика» – слово греческого происхождения, обозначающее способность чувственно воспринимать действительность.

Эстетическое воспитание, базируясь на этом принципе, призвано научить детей распознавать внутреннее содержание красоты внешнего мира и искусства через его внешние проявления. Научить взрослеющую личность ценить, анализировать и творить прекрасное – главная задача этого направления воспитательного процесса.

Немаловажным имеет значение оценка слова «прекрасное», ведь его значение не всегда совпадает с определением «красивое». Эталоны красоты менялись и будут меняться в зависимости от эпохи, веяний моды и специфики развития общества. Прекрасным в эстетическом понятии является гармония духа и тела, искусство в его вечных проявлениях добра и гуманизма, духовность и доброта.

Эстетическое воспитание – регулярное и целенаправленное воздействие на развивающуюся личность, в процессе которого происходит формирование познания и навыков восприятия прекрасного.

Специфика воспитания качеств эстетики заключается не только в пассивном восприятии лучших проявлений действительности. Нужно учить личность иметь активное отношение к действительности, принимая непосредственное участие в его создании.

эстетического воспитания всегда базируется на комплексном подходе. Его элементы включаются в процесс развития трудовых навыков, интеллектуальной деятельности, формирования нравственности. Рассматривать отдельно эстетику не имеет смысла: ощущение прекрасного должно сопровождать человека всюду.

Особенно тесная связь эстетического воспитания с нравственностью. Ведь оба направления педагогики связаны с условными разделениями жизненных ценностей на положительные и отрицательные. Испытанная гордость после хорошего поступка сродни ощущениям радости, которые испытывает человек, наслаждаясь красотой пейзажа или мастерски написанной картиной.

Эстетика сильна своими возможностями заставлять человека переживать сильные эмоции: восторга, радости, горя, сожаления или сочувствия.

Чувства патриотизма прививаются также под непосредственным воздействием эстетики: любовь к Родине развивается через восторг от красоты ее природы, силы и мужества людей, живущих в одной стране с воспитываемым.

С помощью художественно-эстетического восприятия мира у подрастающей личности закладываются основы зрительной, слуховой и ассоциативной памяти. Улучшается логическое и пространственное мышление через возможности анализа и синтеза полученной информации. Следовательно, можно утверждать, что интеллектуальное развитие непосредственно связано с эстетикой и ее направлениями.

Составляющие воспитания эстетики

Как и любое педагогическое определение, эстетическое воспитание имеет свои цели, задачи и структурные компоненты.

Его основная цель – воспитать в ребенке эстетическую культуру.

Культура воспитания эстетики включает в себя несколько компонентов, представленных в таблице.

КомпонентыХарактеристика
ВосприятиеУмение находить и ценить прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни:

  • В отношениях с людьми;
  • В наблюдениях за явлениями природы;
  • В искусстве;
  • В литературе;
  • В музыке;
  • В живописи.
ЧувстваУмение оценивать с позиции нравственности явления действительности.
ПотребностиФормирование устойчивой необходимости в соприкосновении с прекрасным.
ВкусыУмение анализировать и создавать аналоги эстетического порядка.
ИдеалИндивидуальные представления о высшей степени эстетической нормы.

Так как все представленные выше компоненты должны обязательно присутствовать в развитии эстетики у ребенка, содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений их использовать в практической деятельности и стойких навыков, базирующихся на чувствах, вкусах и идеалах.

Обязательным условием развития эстетического вкуса является привитие навыков к самостоятельному творчеству через осмысление творений гениев мирового искусства. С помощью творческой деятельности развивающаяся личность может выразить свои потребности и интересы, страхи и радости.

Задачи эстетического воспитания призваны максимально содействовать воплощению в жизнь главной цели:

  • Развивать способности видеть и оценивать красоту окружающего мира;
  • Стремиться к гармонии во всех ее проявлениях;
  • Уметь анализировать свои действия с точки зрения эстетических категорий.

Эстетика базируется на определенных категориях, которые должны учитываться при постановке целеполагания:

  • Красивое и уродливое;
  • Трагическое и комическое;
  • Духовное и низменное.

Проявления данных категорий видоизменяются с развитием общества и научно-технического прогресса. Тем не менее, каждая из них содержит неизменные, вечные ценности, которые служат базой для развития чувства прекрасного.

Средства и методы

Средства для формирования эстетического вкуса используют, комбинируя, на протяжении всего этапа обучения и воспитания. Все они являются неотъемлемой частью жизни любого человека. К ним относятся такие виды эстетического воздействия:

  • Природа;
  • Художественная литература;
  • Театр;
  • Кино;
  • Изобразительная культура;
  • Музыка;
  • Трудовая деятельность;
  • Межличностные отношения.

Средствами эстетического воздействия можно считать повседневную жизнь личности, которая умеет и хочет найти в ней лучшие проявления.

Для того чтобы ребенок смог научиться находить прекрасное во всем, педагоги используют главные инструменты воспитательного воздействия – методы.

Поговорим о самых эффективных методах эстетического воспитания.

Личный пример

Все, кто интересуется вопросами саморазвития и воспитания, знают, что личный пример является главным методом воздействия на ребенка. При этом важная роль в этом вопросе отводится семье: ни одно учебное или воспитательное занятие не заменит этого естественного метода воздействия.

Развитие ребенка проходит в социуме. Длительное время для малыша этим социумом является семья. Там, основываясь на неосознанном подражании, у ребенка закладывается прочный фундамент представлений о нравственной и эстетической позиции.

Родители могут тщательно готовиться к лекциям о том, что нужно быть аккуратным. Но если они не соблюдают сами свои установки, проявляя неряшливость в быту, вряд ли их старания будут оценены отпрыском по достоинству.

Неосознанный личный пример также важен на этапе формирования социально активной личности. Именно для этих целей образование предлагает широкий спектр эстетических знаний, овладевая которыми, ребенок может выбрать идеал для подражания в процессе своего развития.

Беседы, лекции, тренинги

Из трех рассматриваемых методов самым эффективным является последний. Мы уже упоминали о том, что одна из важных составляющих эстетического воспитания – внедрения полученных знаний и умений в повседневную жизнь.

Тренинги являются своеобразной «тренировкой», на которой можно «отточить» свои знания, рассматривая и анализируя произведения искусства, проводя дискуссии по просмотренному фильму и т. д.

Экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов

Метод получения необходимых эстетических знаний и впечатлений. С их помощью дети познают красоту не только музейных экспонатов или памятников архитектуры, но и учатся распознавать окружающую естественную красоту.

Создание предметов искусства

Данный метод позволяет проявить творческие способности через призму полученных знаний, ведь создание произведений искусства – процесс всегда индивидуальный, творчески неповторимый.

Рождение эстетически значимой вещи может быть связано как с трудовой, так и с интеллектуальной деятельностью. В этом случае не имеет значения направление.

Ребенок может ухаживать за растениями, рисовать картины, сочинять стихи или создавать макеты для учебных занятий.

В любом случае подобные самостоятельные проявления, основанные на теоретических знаниях и небольшом практическом опыте, позволят развивающейся личности выразить свой, индивидуальный эстетический потенциал.

Структура процесса и оформление пространства

Эстетическое воспитание как процесс обязательно включает в себя несколько структурных компонентов, которые позволяют разносторонне воздействовать на личность.

  • Образование. Включает в себя получение необходимых теоретических знаний и умений;
  • Воспитание художественного вкуса;
  • Практическое использование полученных теоретических знаний на основе примеров классики мирового искусства;
  • Самообразование и саморазвитие. Желание совершенствоваться и развиваться в эстетическом направлении;
  • Формирование потребностей эстетического восприятия действительности.

Данные компоненты включаются в развитие ребенка с самого раннего возраста.

Мы уже подчеркивали необходимость личного примера для полноценного развития эстетического вкуса у ребенка. Чем раньше малыш будет вовлечен в процесс эстетического развития, тем лучше и быстрее проявятся результаты воспитательного воздействия.

При этом важно помнить, что воспитание не может быть жестко регламентировано. Несмотря на его целенаправленность и управляемость, данный процесс должен проходить непринужденно, без навязывания определенной точки зрения.

Правильно построенный процесс воспитания эстетики заключается в плавном и естественном привитии нужных ценностей малышу.

Для развития эстетического вкуса ребенка окружают красивыми вещами, которые всегда аккуратно размещены в комнате (кабинете, классе). Не менее важны ощущения психологического комфорта и взаимоотношения взрослых членов семьи (педагогов в школе, воспитателей в детском саду).

Перечислим обязательные требования, которые должны быть соблюдены при оформлении интерьера для развития эстетического вкуса у ребенка:

  1. Предметы, окружающие малыша, должны быть функциональными. Их размещение нужно отрегулировать их сферой применения и частотой использования.
  2. Вещи – находиться на своих местах, быть чистыми.
  3. Цветовое оформление – соответствовать возрастным особенностям, склонностям и полу ребенку. При этом важно соблюдать гармонию красок в оформлении помещения и в цветовом решении мебели и предметов интерьера.
  4. Обязательное наличие произведений искусства в виде картин, панно, статуэток, декоративных изделий из дерева, пластика или сухих растений.

Музыка должна звучать как можно чаще. В периоды домашнего отдыха, праздников, учебных или воспитательных мероприятий музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью развития эстетических качеств личности. На ранних этапах развития ребенка рекомендуется использовать произведения классической музыки или звуки природы.

Природа – лучший учитель, который научит видеть и наслаждаться прекрасным. Она воспитывает собой, демонстрируя естественную красоту и гармонию. Поэтому важно организовывать регулярные походы, экскурсии или обычные пешие прогулки.

Длительное нахождение на свежем воздухе не только укрепит здоровье малышей, но и научит восхищаться обыденными вещами. Смены времен года позволят увидеть разнообразие красок увядания и воскрешение живого, проследить закономерности жизненного процесса, научиться ценить и оберегать естественные богатства животного и растительного мира.

Несмотря на то, что вся учебная деятельность призвана содействовать всестороннему развитию личности, приоритетными в сфере эстетического воспитания остаются предметы гуманитарного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, биология.

На этих школьных занятиях ребенок может проявить потенциал зрительного и ассоциативного восприятия, полученный в естественной среде.

Возрастные особенности

Выбор методов эстетического воспитания напрямую зависит от возраста ребенка.

Дадим краткую характеристику методических принципов развития эстетики на разных возрастных этапах.

Методические принципы воспитания дошкольников:

  • Окружающая обстановка, соответствующая эстетическим требованиям;
  • Самостоятельная творческая деятельность;
  • Занятия под руководством взрослых: родителей и воспитателей.

Правила работы с младшими школьниками должны учитывать их умения строить логических цепочки и анализировать изученные факты:

  1. Школьные занятия по учебным предметам;
  2. Классные часы;
  3. Тематические праздники;
  4. Экскурсии;
  5. Конкурсы;
  6. Творческие викторины и конкурсы.

Методика работы со старшеклассниками по развитию эстетических норм является продолжением ранее начатой практики, так как основные понятийные ценности в этом возрасте уже сформированы.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что эстетическое воспитание, как и весь воспитательный процесс, – долгий и непрерывный путь. Его успешность во многом зависит от окружения подрастающей личности, которое включает в себя гармонию отношений, красоту внешнего вида и эстетические примеры.

Источник: https://vospitannie.ru/metody/esteticheskoe.html

Эстетическое развитие в педагогике

Воспитание эстетического вкуса для развития личности. Эстетический и художественный вкуc
Определение 1

Эстетическое воспитание – это общая деятельность педагогов и учеников, направленная на формирование эстетической культуры.

Понятие “эстетическое воспитание” происходит от слова “эстетика”.

Определение 2

Эстетика – это наука о прекрасном. Соответственно в педагогике эстетическое воспитание (развитие) – это способность восприятия прекрасных чувств в искусстве и окружающем мире. Эстетика тесно взаимосвязана с искусством, художественным отражением реальности в человеческом подсознании и чувствах, способностями осознавать и творить прекрасное.

Определение 3

Суть эстетического воспитания заключается в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности воспитанников, которая нацелена на:

  • Развитие способностей полноценного восприятия и верного понимания прекрасного в искусстве и личной жизни;
  • Определение эстетических понятий, вкусов и идеалов;
  • Раскрытие творческих задатков и навыков в искусстве.

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, потому оно охватывает изучение и приобщение воспитанников к разнообразным проявлениям искусства: литературе, музыке, рисованию.

По этой причине в школьную программу включают такие предметы, как литература, изобразительное искусство и музыка. Значимая сторона эстетического воспитания – это познание прекрасного в повседневной среде, окружающей природе, нравственном облике и общественном поведении.

Важной стороной эстетического воспитания является также направленность на личностное развитие.

Важными компонентами эстетического воспитания являются:

  • Развитие художественных восприятий, охватывающих широкий спектр эстетических явлений.
  • Освоение знаний, направленных на понимание искусства, способность выражать собственное мнение в вопросах художественного отражения реальности. В результате этого формируется умение анализировать содержание, нравственную и эстетическую черты искусства.
  • Становление художественного вкуса. Данный компонент помогает в будущем воспринимать и переживать прекрасное, чувствовать красоту и гармонию произведений искусства, повышая культуру поведения в целом.
  • Художественное творчество способствует развитию талантов и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.

На рисунке 1 проиллюстрирован результат эстетического воспитания.

Рисунок 1

Средства эстетического воспитания

Основными художественно-эстетическими средствами эстетической деятельности являются:

  • Природа;
  • Быт;
  • Литература;
  • Искусство;
  • Игры;
  • Познание;
  • Труд;
  • Живое общение.

Данные средства органически вписываются в систему эстетического воспитания.

Научно-познавательный процесс имеет большие возможности для эстетического воспитания школьников. Вникая в суть познаваемых предметов, процессов и явлений, ученик одновременно воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам же процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия (живого созерцания).

Активное влияние труда на эстетическое развитие осуществляется по следующим путям: в процессе труда, через содержание работы и результаты труда, посредством отношений в процессе трудовой деятельности. Эффективно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и радости. Человек всегда должен радоваться результатам своего труда.

Групповое общение отвечает духовным человеческим потребностям. В качестве средств общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты и действия. Это источники эстетического восприятия. Однако средства общения должны соответствовать требованиям эстетики.

Природа – богатейший источник эстетических переживаний. Она натуральная и подвижная, свежая и естественная, в ней заложен широкий спектр красок. Природа облагораживает чувства, воздействует на духовный мир человека.

Большое влияние на духовный мир человека оказывает также литература. В системе искусств она занимает первое место. В литературе создаются яркие образы, и она позволяет анализировать жизненные явления.

Методология эстетического воспитания

В процессе познания эстетики раскрывается эстетическая природа в различных сферах жизнедеятельности. Эстетика рассматривает общие принципы прекрасного освоения мира и изучает законы эстетической деятельности человека.

Эстетический вкус связан с восприятием предметов, явлений или цельным восприятием произведений искусства. При этом восприятие и оценка связаны друг с другом. При оценке учитываются эстетические ценности личности.

Эстетический вкус помогает дать объективную оценку эстетическим достоинствам объектов окружающей среды. Характерными чертами эстетического вкуса является чувство меры, гибкость и устойчивость многогранность восприятия.

Определение 4
Задачей эстетического воспитания является формирование эстетического идеала.

Прекрасное, по своему существу – это жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал представляет собой образ совершенства.

Для эстетического познания мира нужна практика и творческая деятельность. Причем виды творческой деятельности могут быть разнообразными: создание прекрасного через труд; эстетическое поведение; эстетическо-познавательная деятельность; творчество.

Становление эстетического сознания и эстетической деятельности – это 2 взаимосвязанных категории педагогического процесса. Благодаря творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свои потребности в самовыражении.

Причем происходит формирование его эстетического отношения к действительности.

Методами эстетического воспитания являются:

  • Разъяснения;
  • Поощрения;
  • Положительные примеры;
  • Упражнения в искусстве;
  • Анализ произведений, предметов и явлений искусства;
  • Решение эстетических задач.

К формам эстетического воспитания относится:

  • Беседа;
  • Лекции на эстетические темы;
  • Дискотека, танцевальный вечера;
  • Собрания за круглым столом;
  • Кинолектории;
  • Вечера поэзии.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/esteticheskoe-razvitie/

Система воспитания эстетического вкуса

Воспитание эстетического вкуса для развития личности. Эстетический и художественный вкуc

Эстетическое воспитание является одним из направлений педагогики, суть которого состоит в воспитании у человека любви к прекрасному.

Воспитание эстетического вкуса – это неотъемлемая часть эстетического воспитания, оказывающая большое влияние на формирование всесторонне развитой личности.

Замечание 1

Современная педагогика предусматривает воспитание эстетического вкуса, а именно умение понимать и чувствовать прекрасное в окружающем, в повседневной жизни, в людях. Процесс воспитания эстетического вкуса необходимо начинать сразу после появления ребенка на свет.

Сущность системы воспитания эстетического вкуса

Цель системы воспитания эстетического вкуса состоит в формировании и развитии у человека эстетической культуры.

Выделяют следующие компоненты эстетического вкуса:

  1. Восприятие. Заключается в умении видеть прекрасное во всех его возможных проявлениях.
  2. Чувства. Умение эмоциональной оценки прекрасного.
  3. Потребности. Состоит в потребности созерцания прекрасного, его восприятия, эстетических переживаниях.
  4. Вкусы. Заключается в умении оценивать и анализировать окружающее с эстетической точки зрения.
  5. Идеалы. Состоит в личностных представлениях о прекрасном в окружающем вокруг.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Задачи системы воспитания эстетического вкуса:

  • формирование и развитие гармонично развитой личности;
  • развитие способности находить и ценить прекрасное в повседневной жизни;
  • формирование идеалов прекрасного, выработка эстетического вкуса;
  • развитие творческих способностей.

Направления системы воспитания эстетического вкуса:

  1. Формирование эстетической потребности в произведениях искусства (художественные произведения, музыка и т.д.). Данное направление предусматривает практическое ознакомление с видами искусств, различными произведениями и т.д. Большое значение имеет эстетический вкус педагога и его проявление перед воспитанниками.
  2. Развитие художественного восприятия осуществляется путем ознакомления с различными художественными произведениями и последующего обсуждения их с педагогом.
  3. Овладение необходимыми знаниями в области понимания произведений искусства, а также умения высказывать свои суждения и взгляды по его восприятию.
  4. Формирование художественного вкуса, который связан с восприятием и последующим переживанием прекрасного.
  5. Приобщение к художественному творчеству, развитию природных склонностей и задатков.
  6. Воспитание эстетического вкуса должно быть направлено на осознание и осмысление значения искусства в жизни общества и государства.

Принципы, средства и методы воспитания эстетического вкуса

Принципы воспитания эстетического вкуса:

  1. Принцип взаимосвязи воспитания эстетического вкуса и художественного образования (педагогический принцип взаимосвязи воспитания и обучения).
  2. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
  3. Принцип систематического и последовательного воспитания.
  4. Принцип наглядности.

Средствами воспитания эстетического вкуса являются:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись и т.п.);
  • драматургия (разные виды театров и т.п.);
  • архитектура (разных исторических периодов);
  • литература (различные литературные произведения: стихи, поэмы, романы, рассказы и т.д.);
  • телевидение, СМИ (сегодня представляет большое количество различных проектов, направленных на воспитание эстетического вкуса и на удовлетворение эстетических потребностей);
  • музыка (различные музыкальные жанры и произведения);
  • природа (во все времена природа признавалась нерукотворно созданными элементами прекрасного).

К методам воспитания эстетического вкуса относятся:

  • личный пример педагога;
  • вербальные методы (беседы, обсуждения, выступления и т.д.);
  • внеурочная и дополнительная деятельность (кружки, дополнительные занятия и т.д.);
  • походы, экскурсии, прогулки и т.д.;
  • посещение «храмов» искусства (театры, музеи и т.п.);
  • проведение в рамках учебного заведения тематических утренников, вечеров, праздников и т.д.

Пути воспитания эстетического вкуса

Воспитание эстетического вкуса не только в рамках специально организованной деятельности, но и на иных занятиях и уроках. Например, развитие культуры чтения, письма и т.д., то есть приобщение к прекрасному во всех сферах жизни.

Введение элементов эстетики во все учебные предметы. В данном случае большая ответственность ложиться на педагога, который в процессе преподавания предмета собственным примером должен подавать детям пример того, что прекрасное есть во всем, учить его видеть и ценить.

Эстетизация среды жизнедеятельности школьников. Необходимо донести до детей, что соблюдение этических норм, эстетики в речи и внешнем виде должно быть не только тогда, когда человек выходить в общество, но и в бытовой, повседневной жизни. Педагог своим внешним видом, речью, поведением и т.п. должен подавать детям пример.

Эстетическое восприятие природы. Воспитание эстетического вкуса должно основываться не только, на созданных человеком произведениях искусств, но и на примере природы. Воспитатель во время прогулки может обращать внимание детей на красивые цветы, восход солнца и т.п., тем самым показывая им прекрасное в природе.

Эстетика общения. Эстетический вкус проявляется и воспитывается не только путем изучения произведений искусства, но и в умении выражать свои взгляды, мысли и т.п.

До каждого ребенка необходимо донести, что красота речи должна быть не только в определенном месте и в определенное время. Красиво выражать свои мысли, грамотно и правильно говорить дети должны и между собой, и в семье.

Только в этом случае можно говорить об эстетики речи.

Замечание 2

Таким образом, система воспитания эстетического вкуса основана на приобщении к прекрасному, умении его видеть в обыденном и повседневном, оценить и описать чувства, которые оно вызывает.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitatelnaya_sistema/sistema_vospitaniya_esteticheskogo_vkusa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.