Решение педагогического совета по здоровьесбережению в доу. Педагогический совет по здоровьесбережению воспитанников доу

Педсовет «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕСОХРАНЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ»

Решение педагогического совета по здоровьесбережению в доу. Педагогический совет по здоровьесбережению воспитанников доу

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Задачи:

  1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
  2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
  3. Развить творческий потенциал педагогов.
  4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Ход деловой игры «Три кита»

            Предлагаю разбиться на 2 команды знатоков здоровьесберегающих технологий.

Итак, начинаем нашу игру.

            “Здоровье дороже богатства” – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. О здоровье говорят, о здоровье спорят,здоровья желают. А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги?

Продолжите, пожалуйста, фразу:

“Путь к здоровью – это…“(блиц опрос педагогов) (путь к здоровью – это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.)

            Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия»

            Чтобы выстроить действенную систему физкультурнооздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным.

Конкурсное задание № 1.

            Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод, попробуем определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка? (выставляю модель«ТРИ кита»)

            Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская,  Юрий Фёдорович  Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (на моделях«китов» прикрепляю опознавательные значки, обозначающие: «сердечко»- сердечно-сосудистую систему,«облачко»- дыхательную систему,«цветочек»- иммунную систему).

            Что является основным средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы? (движения), так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц.

Назовите их,пожалуйста? Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? (бег) Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» (пословицу выставляю под первым «китом»)

  • Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. (Педагоги называют)

Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника.

Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так:

при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

Каждой из команд предлагается задание (на выбор):

  1. Показать комплекс упражнений для профилактики сколиоза.
  2. Показать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
  3. Показать комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения
  4. Показать комплекс упражнений для профилактики заболеваний дыхательных путей.

Конкурс № 2

            Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день».

Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

  • Назовите виды двигательной активности детей на прогулке. (Педагоги озвучивают виды активности).

 Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду:

повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

Каждой из команд предлагается задание (на выбор):

  1. Показать комплекс дыхательной гимнастики.
  2. Показать точечный массаж.
  3. Показать комплекс гимнастики после сна.
  4. Показать комплекс утренней гимнастики.

Конкурс № 3

            А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, – об иммунной системе. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов) Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (поговорку прикрепляю под третьим «КИТОМ»).

Однако при проведении закаливающих мероприятий всегда нужно соблюдать определённые правила.

  • Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий.

(Педагоги называют)

            Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

            Уважаемые педагоги, мы с вами определили три утверждения, на которых в первую очередь должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду:

  1. При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
  2. Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
  3. Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

            Как вы думаете, этого будет достаточно для оздоровительной работы в деском саду для наших детей? На что ещё мы должны обратить внимание? (ответы педагогов)

            Конечно, нельзя обрести здоровье, сделав 10-12 упражнений, или пройти пешком километр за 20 минут. Суть оздоровительных физических упражнений заключается в системном наращивании резервных мощностей организма.

Отсюда и четвёртое утверждение: регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнка.

            А что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?

Каждая команда становится группой людей, а каких мы определим вытянув из мешочка название: воспитатели, родители, администрация, специалисты. Определите те причины, которые с вашей точки зрения, мешают ребенку, посещающему наш детский сад, быть здоровым.

Рефлексия: Предлагаю всем участникам педсовета встать в круг и взять в руки свечи. Зажигая свечку каждому общей свечей, прошу высказать мнение о педсовете. Мне сегодня…. Я сегодня…. Затем все вместе задуваем свечи.

            Вывод по теме: «Оптимизация процесса здоровьесбережения  и здоровьесохранения дошкольников и педагогов  в детском саду и семье»

Проблема заключается в недостаточном внимании взрослых к детям, что проявляется как в детском саду, так и в семье.

ДОУ: нарушение режима дня, двигательной активности, отсутствие закаливающих процедур, несистематическое проведение физкультурно –оздоровительных мероприятий, как внутри ДОУ так и на воздухе, частое заболевание детей, нарушение питьевого и воздушного режима.

Семья: отсутствие режима дня, нарушение питания, нарушение сна, отсутствие закаливающих процедур, отсутствие должного внимания детям, одежда детей не соответствует погодным условиям.

            Уважаемые коллеги, мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу этих утверждений. Могут ли они, став основой физвоспитания в ДОУ, решить проблему заболеваемости дошкольников?(ответы педагогов).

Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей, необходима целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. А нам – педагогам- дошкольникам необходимо:(перечисляем)

(итоги по конкурсным заданиям)

Проект решения педсовета:

  1. 1. Рекомендовать воспитателям всех возрастных групп продолжать активно внедрять в работу традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии.  Регулярно проводить физкультурные досуги и праздники. Учить детей заботиться о своем здоровье, как ценности, мотивировать, побуждать к ведению здорового образа жизни в семье взрослых и детей Срок- постоянно. Ответственные – старший воспитатель Шмакова Т.В., воспитатели всех возрастных групп.
  2. Установить продуктивность взаимодействия педагогов, медицинской сестры с родителями (законными представителями) каждой возрастной группы через родительские собрания, консультации, информационные стенды, с целью популяризации здорового образа жизни продолжать. Срок- постоянно. Ответственные – старший воспитатель Шмакова Т.В., воспитатели всех возрастных групп.
  3. Пополнить спортивный зал современным спортивным оборудованием. Ответственные- администрация ДОУ. Срок- к началу 208-2019 учебного года.
  4. Обновить оборудование на спортплощадке. Срок – до 01.05.2015г. Ответственные – зав. ДОУ, завхоз.
  5. Подготовить анализ заболеваемости детей и педагогов. Срок – до 20 мая. Ответственный – ст. медсестра Солдатова С.В.

Советы педагогам.

  • Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%.
  • Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.
  • Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь.
  • Больше ходите пешком.
  • Если любите петь, то делайте это каждый день.
  • Бойтесь попасть в плен к врачам.
  • Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.
  • Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
  • Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».
  • Считайте свои удачи, а не несчастья.
  • Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе.
  • Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.
  • Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.
  • Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.
  • Не задерживайте внимание на недостатках других.
  • Профилактикой от стресса является чувство юмора.
  • Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия и на работе.

Источник: https://tatiana-sprds2.edumsko.ru/articles/post/1345278

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению

Решение педагогического совета по здоровьесбережению в доу. Педагогический совет по здоровьесбережению воспитанников доу

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов.

Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания.

Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика  

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.