Перепады настроения у ребенка 9 лет. Перепады настроения у подростков

Содержание

Переходный возраст сейчас начинается в 9-10 лет. Что еще надо знать родителям

Перепады настроения у ребенка 9 лет. Перепады настроения у подростков

Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: как отличить настоящие трудности подросткового возраста от родительских фантазий, о «классике» родительских тревог – и когда опасения могут быть оправданы.

Екатерина Бурмистрова

Подростковый возраст сильно помолодел, он начинается у девочек уже в девять лет, а у мальчиков в 10-11.

Рамки действительно очень сильно сместились за последние 15 лет, подростковый возраст наступает на два года раньше, чем мы ждем, чем нам привычно.

Соответственно, родители оказываются в ситуации, когда они не готовы к тому, что ребенок перестает быть ребенком и психически, и физиологически. При том, что, конечно, остановить взросление абсолютно невозможно.

Если на проблему взаимоотношений родителей и подростков посмотреть не поверхностно, а чуть глубже, то может оказаться, что некоторые трудности связаны с уровнем особой родительской тревоги, которая может звучать как придирчивость, требовательность, излишнее внимание к ребенку. Очень часто родители не понимают, насколько сильно они находятся под влиянием этой неосознаваемой тревоги.

– У подростка есть какая-то своя жизнь, которая недоступна родителям.

– Попадет под постороннее пагубное влияние.

– Не уделяет достаточного внимания учебе.

– Увлекается непонятной странной музыкой.

– Одевается не так, волосы не так стрижет, моется реже.

– Высказывает недовольство.

– Задерживается допоздна и не сообщает об этом заранее.

Все эти опасения попадают в классику родительских тревог. Конечно же, все родители очень боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией и не сможет из нее выбраться, будет еще меньше бывать дома, и возможностей для нормального общения не останется.

А у ребенка в этом возрасте превалирует доминанта на обретение самостоятельности, своей собственной позиции и своего места в мире, при этом у него очень маленький опыт и ощущение обладания «волшебной палочкой».

За тревогой родителя, что ребенок попадет в плохую компанию, пойдет не той дорожкой, обычно стоит страх, и это настоящий страх, иногда очень сильный. И может выясниться, что при каждом столкновении с друзьями ребенка родитель вспоминает историю какого-то своего родственника, который попал в плохую историю, и все закончилось нехорошо.

Тревога от ощущения, что подросток абсолютно не слушается, он совершенно невменяемый, недоговороспособный, действует так, что родители начинают давить, а такой способ в подростковом возрасте не работает. Чем больше родитель давит, тем больше подросток сопротивляется, тем хуже он слышит.

Он использует то, что у него под рукой, что «в сундуке» лежит самое верхнее – у нас у всех это лежит – авторитарную педагогику. Чем больше родители давят, тем больше ребенок дистанцируется, защищается, отстраняется, и диалог прекращается.

Тревога иногда такая сильная, что ее нельзя побороть. Скажем, это единственный ребенок или ребенок, со здоровьем и рождением которого были связаны разные проблемы.

На основе моего опыта работы с этой темой – и лекционного, и дистанционного, и в консультировании – могу заверить, что возможно научиться слышать этот голос тревоги и останавливать действия, связанные с этим беспокойством.

Уже одно это не то что уменьшит тревогу, но позволит фильтровать ее проявления и повлияет в лучшую сторону на отношения.

Подростки, в силу своего небольшого жизненного опыта, не воспринимают некоторые вещи, им абсолютно непрозрачна наша тревога. «Что со мной может быть?» – удивляются они. Это особенность подросткового возраста – до определенного периода у них у всех есть «волшебная палочка» – «все плохое случится не со мной, я обойду все преграды, я справлюсь со всеми сложностями и выйду сухим из воды».

Это действительно одно из сокровищ подросткового возраста. Но постепенно подростки, приобретая опыт, иногда очень тяжелый, не какой-то травматический, а личностно тяжелый, понимают, что «волшебная палочка», если и есть, то работает не всегда. И кроме «волшебной палочки» нужны осторожность, внимательность и даже работоспособность.

Разговаривайте про свою тревогу с подростком

Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать.

У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность. И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ.

Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.

Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.

wiki24.net

Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.

Определите, что подпитывает тревогу

Иногда у родителя есть глубокие истории из детства, истории из семьи, которые запускают тревогу, опасения и предубеждения определенного типа.

Если этот опыт серьезный, болезненный, нужно что-то делать, чтобы как-то его контейнировать (модное сейчас слово). Это может быть и исповедь в храме, и психотерапия, и рассказ друзьям, и ведение дневника.

Это не происходит быстро, хотя уровень осознанности от таких действий растет.

Но есть вещи, которые кормят тревогу извне, которые к личной биографии никакого отношения не имеют, они цепляются в соцсетях, интернет-изданиях, по телевизору, еще где-то.

Соответственно, с подпиткой чужими историями и чужими мнениями тревога раздувается как воздушный шар.

Не стоит перекармливать тревогу внешними сообщениями, потому что каждый медийный повод дает рост тревожности, вплоть до нервных расстройств.

Очень важно, если есть склонность к тревожным реакциям и проецированию своих тревог на ребенка, объяснить ему, что сейчас ваша тревога подкормилась и стала большой.

Иногда нужно попросить взять паузу: «Сейчас я буду бояться всего, временно возвращайся, например, в восемь».

Или: «Сейчас я прочитала про очередной химикат, пожалуйста, временно, пока в голове эта новая информация не уляжется, мы не едим фастфуд».

Необходимо внимательное отношение к своей тревоге, сочувственное отношение к самому себе: «Да, я вот такой, я пытаюсь, но я тревожная мамаша, я тревожный отец. Учти эту мою слабость. Ты вон носки разбрасываешь, а я не могу перестать тревожиться».

Вспомните все, что можете, про свой подростковый период

У подростков часто случаются эксперименты с внешностью: они худеют, перекрашиваются, делают всякие татуировки, пирсинги. Это родителям очень сложно принять, понять. Но это классический поиск себя, и он связан с огромной неуверенностью в себе.

Здесь хорошо вспоминать свой подростковый возраст – это гигантский ресурс, и все, что можно вспомнить про себя, надо вспомнить.

Все, что можно вспомнить про других, тоже нужно вспомнить – может, вы себе ничего не красили, не подстригали и не отрезали от одежды, но наверняка у вас были друзья и родственники, которые этим занимались.

Потом, очень важно понимать, что если вы этот поиск себя будете останавливать и всячески тормозить, он просто задержится, и у подростка будет ощущение, что у него нет свободы, в частности свободы самовыражения.

Но чтобы потом перекраситься в другой цвет, волосы нужно выбелить, отрастить и потом состричь, поэтому при следующей окраске ребенок обычно гораздо более аккуратный.

Конечно, тревогу у родителей вызывают постоянные татуировки, пирсинги, какие-то необратимые вещи. Но обычно у подростка на это просто нет денег. Пока он эти деньги каким-то образом зарабатывает или откладывает, или получает от родителей какие-то бонусы, проходит время, и обычно желание уже проходит.

Поиск себя, перебор масок, обликов, стилей – это необходимая атрибутика взросления. Подростки себе не нравятся, за этим стоит неуверенность в себе, тревога быть не принятым. Тут тревога подростка, что его не любят или он не крутой, накладывается на тревогу родителя, что сейчас он станет неформалом.

thedaintysquid.com

Когда тревоги оправданы

Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.

Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска.

При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям.

Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.

Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.

Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.

Школа Семьи Бурмистровых

Ловушки переходного возраста

Источник: https://www.pravmir.ru/ekaterina-burmistrova-podrostki-instruktsiya-dlya-roditeley/

Внезапные перепады настроения у детей: причины, что делать родителям ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Перепады настроения у ребенка 9 лет. Перепады настроения у подростков

Весь день ваш ребенок может проходить в приподнятом расположении духа, но в один момент ни с того ни с сего он резко становится раздражительным, нервным, иногда даже агрессивным.

Либо наоборот: несколько часов грустить, а потом в один момент начать смеяться из-за какого-нибудь пустяка.

Чем же можно объяснить такие эмоциональные качели у ребенка, и каким образом ему можно помочь? Попробуем разобраться в этом в этой статье.

Дети, как никто другой подвержены эмоциональным перепадам. Наше настроение оказывает огромное влияние на все наши действия: на то, какие решения мы принимаем, как выстраиваем отношения с другими людьми и даже на то, как мы воспринимаем происходящие вокруг нас события.

У детей же навыки контролирования своего эмоционального состояния только начинают развиваться, начинает формироваться мировоззрение. Дети, как правило, более открыто, в сравнении со взрослыми, проявляют крайние точки своего настроения – хорошего или плохого.

Причины перепада настроения у детей

Чтобы разобраться в резких перепадах настроения у детей, следует изучить особенности физиологии человеческого, и в частности – детского организма. Говоря об особенностях физиологии, в первую очередь, следует упомянуть уровень гормонов щитовидной железы, а также содержание витаминов и микроэлементов в крови.

Состояние организма, при котором наблюдается снижение уровня гормонов щитовидной железы и их биологического эффекта на тканевом уровне, называется гипотериозом.

У гипотериоза есть несколько форм, которые различаются между собой степенью нарушения регуляции выработки гормонов.

Если взрослые могут даже не заметить на себе воздействие самой легкой формы гипотериоза, то у детей даже небольшой дефицит тиреоидных гормонов приводит к резкому замедлению всех обменных процессов организма, а также к изменению работоспособности нервной системы и психики.

Дефицит витаминов на любом этапе роста ребенка негативно сказывается на формировании его когнитивных и интеллектуальных способностей, на его иммунитете, физическом росте, а также – на поведении и настроении.

Причины дефицита витаминов вам назовет любой детский терапевт: нехватка витаминов из-за неправильного питания, из-за болезней, связанных с нарушением их транспортировки и усваиванием организмом ребенка.

Подробнее о самих витаминах и микроэлементах.

Витамины группы B играют ключевую роль в обмене веществ в организме ребенка, они необходимы для здорового функционирования нервной системы, для стимулирования кровотока и регенерации тканей.

Основные симптомы недостатка витаминов группы B у ребенка: раздражительность, нарушение аппетита и сна, повышенная усталость, ухудшение коротковременной и долговременной памяти, ухудшение концентрации, быстрая утомляемость.

Несколько слов о микроэлементах. Во-первых, они активно участвуют в метаболизме. Во-вторых, они влияют формирования и функционирования большинства органов, в перечне которых сердце, печень и селезенка. В-третьих, микроэлементы, в частности – железо, необходимы для синтеза гемоглобина, который нужен для насыщения всех внутренних органов кислородом.

Дефицит микроэлементов в целом развивает хроническую усталость в организме ребенка, вследствие чего у него не только снижается успеваемость в учебе, но и вспыхивают конфликты с окружающими людьми.

Особенно остро эта проблема затрагивает детей юношеского возраста, у которых нехватка микроэлементов в организме приводит к замкнутости, нервозности и раздражительности.

Однако к таким нежелательным последствиям в основном приводит относительный длительный дефицит либо параллельные заболевания, которые еще только нужно диагностировать. Дефицит некоторых микроэлементов, к примеру – магния, наоборот может спровоцировать у ребенка состояния гиперактивности, нарушения внимания.

Что делать родителям?

Какие действия предпринять родителям? Все довольно просто: при обнаружении у ребенка нехарактерных для него перепадов настроения, для которых нет никаких жизненных обстоятельств – переезда, смены школы или детского сада, конфликтов с родственниками или сверстниками, то следует незамедлительно обратиться за консультацией к врачу.

Но почти любой врач вам скажет приблизительно одни и те же рекомендации, а именно: внимание, заботы и участие обоих родителей в воспитании ребенка, общение с ровесниками, соблюдение режима дня, здоровое питание по расписанию, прогулки и игры на свежем воздухе, занятия спортом, выделение времени на творчество, чтение книг, соответствующих возрасту, а главное – побольше положительных эмоций.

Источник: https://detki.guru/zdorove/vnezapnye-perepady-nastroeniya-u-detey-prichiny-chto-delat.html

Депрессии у подростков: проявление и лечение

Перепады настроения у ребенка 9 лет. Перепады настроения у подростков

Подростковые годы – одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым.

Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка.

Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия – угнетенное состояние, характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое психологическое состояние считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

  1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
  2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, “нападки” учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
  3. Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
  4. Несчастная первая любовь. Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
  5. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
  6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы депрессивного состояния

Любое заболевание имеет свои признаки, по которым его можно распознать. Депрессия проявляется следующими симптомами:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная)
  • не проходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение – подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания – школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • одержимость темой смерти, загробной жизни.

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

Возрастные характеристики

Взрослея, дети меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

Дети 10 – 12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

Подростки 12 – 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе.

Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице.

Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14 – 19 лет, – возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов.

Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер.

В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

Виды проявления депрессии

В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие разновидности депрессивного состояния:

  • Зомби – зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в “зомби”, питающимся бессмысленной информацией.
  • Загадка – школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
  • Жертва – депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
  • Ширма – школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
  • Проблема – подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в подавленном состоянии. При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
  • Бунтарь – данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.

Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке – в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.

Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.

Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой.

Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи.

Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой.

Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать бороться с депрессией у подростков, чтобы избежать добровольного ухода из жизни.

Лечение депрессии

При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы он определил грамотное лечение, которое может быть медикаментозным или носить консультативный характер.

Из лекарственных средств обычно прописывают различные успокоительные препараты, которые не оказывают губительного влияния на организм ребенка в целом, не приводят к сонливости и отреченности. Любые препараты необходимо принимать строго по назначению врача, чтобы избежать различных неприятных последствий.

Однако наиболее часто достаточно провести курс психологических консультаций, где лечение депрессии у подростков осуществляется через поиск причин возникновения недуга, научения распознавания негативных мыслей и умения с ними справляться. Такие консультации проводятся как отдельно с ребенком, так и со всей семьей, если причинами заболевания становятся трудные отношения с родственниками.

Родительская помощь подростку

Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  • Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

Признаки суицидального поведения

Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму – добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль.

Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах.

Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг – суицид, который решает все трудные вопросы разом.

Среди основных признаков такого поведения можно выделить следующие:

  • отсутствие веры в хорошее и радостное будущее, ребенок теряет всякую надежду;
  • безразличное отношение к себе, депрессия в подростковом возрасте проявляется через такие фразы, как “я никому не нужен, никому нет до меня дела”;
  • школьник перестает заниматься любимым делом, теряет интерес к учебе;
  • часто заводит разговор о смерти или даже грозится себя убить.

Если у подростка проявляется хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то нельзя оставлять это без внимания, необходимо поговорить с ребенком или сходить с ним на консультацию к психологу.

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт.

В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато психологическими расстройствами или суицидом.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение.

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.

Источник: https://FB.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie

Резкие перепады настроения у подростков 14, 15, 16 лет: что делать? Почему меняется настроение?

Перепады настроения у ребенка 9 лет. Перепады настроения у подростков

Именно в подростковом возрасте ребенок чаще всего подвержен гормональным бурям, слезам и депрессивным состояниям. В этой статье поговорим о том, как вести себя родителям подростков, у которых наблюдаются частые перепады настроения.

Причины резкой смены настроения у подростков

Кроме бушующих гормонов, существуют и другие причины перепадов настроения у подростков 12-16 лет:

  1. Отстаивание собственной значимости. Молодой человек или девушка могут в сердцах кричать на родных и близких, ссорится с родственниками и доказывать свою правоту, даже если не совсем правы.

    задача его в этот период убедить родителей, что он взрослый человек, с мнением которого необходимо считаться.

  2. Неумение сдерживать эмоции. Подросток может быстро завестись и выйти из себя, но вот быстро взять себя в руки ребенок еще не умеет. Эмоции могут сменяться одна за одной: слезы, разговоры, смех и снова слезы.

    Это происходит из-за низкого уровня саморегуляции, который он должен развить у себя благодаря личному примеру авторитетных взрослых. Поэтому родителям стоит проанализировать собственные реакции на стресс и контролировать свое умение решать конфликтные ситуации.

  3. Эгоцентричность. Самое главное в жизни тинэйджера – это его личность.

    Он не умеет сопереживать и интересуется только тем, что касается его. Каждый день он ощущает себя словно актер на сцене, за которым наблюдают тысячи зрителей. Таким способом он добивается внимания окружающих, его самооценка повышается.

  4. Борьба за власть. Подростку необходимо самостоятельно принимать решения, ощущать свободу действий.

    Добивается он этого так, как умеет: скандалами, слезами, манипуляциями. В этот период родители обязательно должны выстраивать границы и быть стойкими и последовательными.

  5. Употребление алкоголя, наркотиков, курение запрещенных веществ.

Когда за частыми перепадами настроения скрывается депрессия?

Не всегда переменчивое настроение у подростка совершенно безобидное явление. Иногда оно является одним из признаков депрессии. Основными симптомами депрессии считается:

  • Апатия по отношению к собственным любимым увлечениям и интересам.
  • Снижение концентрации внимания.
  • Отсутствие аппетита, отказ от любимых блюд.
  • Частые головные, сердечные боли, неприятные ощущения в желудке.
  • Снижение уровня ответственности за свое поведение, постоянная забывчивость.
  • Суицидальные склонности (явные и неявные: комментарии в соцсетях, рисунки на тему смерти, безрассудный риск собственной жизнью и здоровьем).
  • Нарушения сна.
  • Замкнутость, игнорирование здорового общения со сверстниками.
  • Склонность к пагубным привычкам: употребление алкоголя, наркотиков, курение.
  • Ранняя половая жизнь, частая смена партнеров.

Если вы заметили у своего тинэйджера несколько из этих признаков, не стоит пытаться самостоятельно решить проблему. Необходимо срочно обратиться к психологу за консультацией.

Что делать с резкими перепадами настроения у подростка

Психологи и педагоги рекомендуют использовать следующие советы, которые обязательно помогут справиться с проблемой частой смены настроения:

  1. Поощряйте посещение спортивных секций и кружков. Физические упражнения помогут выработке эндорфинов и поспособствуют повышению настроения, зарядят энергией.
  2. Обучите расслабляющим техникам. Такие распространенные техники как медитация, йога стабилизируют сердечный ритм, успокоят разбушевавшиеся нервы, снизят частоту дыхания во время стрессовой ситуации, перепады настроения. Подавайте ребенку личный пример, это поможет вам сблизиться.
  3. Не скупитесь на похвалу. Когда ваш тинэйджер сделал что-то хорошее, обязательно похвалите его, расскажите, как гордитесь его поступком. Важно проговаривать ваше позитивное отношение к ребенку, даже если он об этом знает. Таким образом, у него повысится самооценка, а уровень тревожности снизится. Подросток очень зависит в данный момент от позитивной оценки его поступков, характера авторитетными для него взрослыми.
  4. Позаботьтесь о здоровом питании. Здоровое питание подарит подростку необходимую энергию для борьбы с разбушевавшимися гормонами, и поможет ощущать себя здоровым человеком.
  5. Контролируйте трехразовое питание подростка, богатое овощами, фруктами, белками и злаками. Уменьшите потребление ребенком вредных продуктов: фастфуда, газированных напитков.
  6. Научитесь выходить конфликтов с тинэйджером спокойно. Очень важно внимательно выслушивать позицию подростка, делитесь с ним своими эмоциями, дайте понять, что вам не наплевать на его проблемы. Если вы будете давить и кричать на подростка, он попросту закроется или тоже станет разговаривать с вами на повышенных тонах, поэтому постарайтесь воспитывать его без крика и ругани.
  7. В разговоре старайтесь вывести детку из диалога, в котором можно отделаться сухими ответами «Да» или «Нет», стимулируйте его давать полные и развернутые ответы.
  8. Предупредите о вреде алкоголя, никотина и наркотиков. Обязательно беседуйте с ребенком о том, что эти опасные вещества могут провоцировать развитие тяжелых заболеваний, усиливать депрессивные состояния.
  9. Не препятствуйте общению с товарищами. Из-за вынужденной изоляции чувство одиночества может только усилиться. Пусть ребенок общается с друзьями, ходит на кружки, секции, на концерты, в кино и активно проводит время. Держите руку на пульсе, старайтесь быть постоянно в курсе того, где именно он находится.
  10. Создайте необходимые условия для полноценного сна. Для укрощения эмоциональных всплесков тинэйджеру необходимы силы, которые он почерпнет из крепкого и здорового сна. Обеспечьте ему возможность спать как минимум 8 часов. Кроме того, важно соблюдать режим подъема и отхода ко сну.
  11. Проанализируйте и исключите из интерьера комнаты сына или дочери те предметы, которые могут помешать глубокому и крепкому сну.
  12. Посещайте специалиста. Иногда психолог может понадобиться не только вашему мальчику или девочке, но и вам. Быть родителем подростка с резкими переменами настроения трудно. Это требует больших эмоциональных сил, и затрат энергии. Часто совместные сеансы психодиагностики приносят больше пользы, чем индивидуальные.

Проблема частой смены настроения свойственна не только подросткам, но и детям до переходного возраста. Родители должны подарить своему ребенку тепло и любовь. Дайте понять, что у него есть люди, которые всегда его поддержат.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://vospitulya.ru/sovety-roditelyam/perepady-nastroeniya-u-podrostkov.html

Частая смена настроения у детей — издержки плохого воспитания или проблемы со здоровьем?

Перепады настроения у ребенка 9 лет. Перепады настроения у подростков

Необоснованные перепады настроения могут вызвать у взрослых недоумение, недовольство и раздражение. Поначалу они пытаются объяснить поведение ребенка его избалованностью и начинают воспитывать.

Но, видя, что это повторяется изо дня в день, рождаются вопросы: «А не является ли это проявлением какого-либо психического расстройства или отклонения в развитии?» Может быть, ребенок чем-то болен?

Почему у ребенка часто меняется настроение?

Перепады настроения свидетельствуют, прежде всего, о том, что ребенок находится в напряженном, растерянном состоянии. Он не знает, как себя вести, чего ожидать в дальнейшем. Обычно это происходит в кризисные периоды.

Они могут быть вызваны возрастным развитием или же меняющейся окружающей обстановкой, отношениями с близкими. Часто таким образом ребенок хочет привлечь к себе внимание. На детей очень влияет атмосфера в семье, детском коллективе, и то, как ведут себя родители.

Если одному из них присуще быть «человеком настроения», то ребенок будет копировать подобное поведение, не задумываясь — хорошо это или плохо.

Особенности возрастных кризисов

  • Кризис 3-х лет. В этом возрасте у ребенка появляется желание делать все самому. А когда взрослые не разрешают, ребенок начинает бунтовать, и его настроение меняется от слез до смеха.
  • Кризис 6-7 лет. На него приходится поступление в школу — очень ответственный момент в жизни ребенка. И это тоже может послужить поводом к частой смене настроения. Особенно, когда родители возлагают на ребенка большие надежды. Ребенок переживает, боится не оправдать надежд и расстроить родителей.
  • Пубертатный кризис (11-15 лет). В подростковом периоде у детей идет интенсивное физическое и физиологическое развитие. В работе сердца, легких, мозговом кровоснабжении возникают функциональные расстройства, которые способствуют формированию перепадов мышечного и сосудистого тонуса. Эти перепады вызывают резкую смену физического состояния и, соответственно, настроения. Часто бодрое, веселое настроение у ребенка может внезапно смениться на печаль и полную апатию или наоборот, неожиданно веселье приходит на смену грусти.

Гиперактивные дети

Частая смена настроения характерна для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Такие дети не могут быть усидчивыми, внимательными. Понаблюдайте за ребенком на протяжении 5-6 месяцев.

Если он не может играть в тихие, спокойные игры, не может сосредоточиться на чем-то одном, много говорит, забывчив, суетлив, его сложно уложить спать, то стоит обратиться к психологу.

К гиперактивным детям необходим индивидуальный подход.

Как реагировать на частую смену настроения?

Чего не стоит делать

Не нужно на ребенка кричать, одергивать раз за разом, насмехаться, требовать беспрекословного послушания, подавлять, унижать. Избегайте фраз, запрещающих проявлять эмоции. Читайте статью Восемь ошибок родителей. Как воспитывать, но не калечить?

А что нужно?

  1. Поговорить с ребенком по душам, ненавязчиво выяснить, что у него вызывает беспокойство. За маленьким — нужно внимательно понаблюдать некоторое время. Постараться устранить причины, провоцирующие частую смену настроения.
  2. Разъяснить в вежливой и понятной форме, что можно делать, а что — нельзя. Иногда стоит записать и повесить на видном месте правила поведения. Ребенок будет чувствовать себя уверенней и спокойнее, когда он знает, что от него хотят. Возможно, нужно вместе спланировать режим дня.
  3. Научите ребенка контролировать свое поведение, сдерживать эмоции. Самый простой метод для преодоления вспышки гнева, агрессии — сделать 3-4 глубоких вдоха и посчитать про себя до 10-ти. Приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.
  4. Следите за успехами. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Похвала никогда не бывает лишней. Хвалите, поддерживайте, поощряйте.
  5. Научите ребенка вести дневник, оценивать в конце дня свои поступки. Это позволит ребенку анализировать свое поведение, избегать ошибок в будущем.
  6. Уважайте в ребенке личность, которая по-своему пытается познать мир, найти свое место в нем. Помните, что говорил выдающийся польский педагог Януш Корчак: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…».
  7. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном. Здоровый образ жизни поможет ребенку полноценно развиваться и преодолеть все возрастные кризисы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/95-1-0-5112

Перепады настроения у подростков: как их объяснить

Перепады настроения у ребенка 9 лет. Перепады настроения у подростков

Кадр из мультфильма «Суперсемейка»

У ребёнка начался переходный возраст, и дом превратился в поле боя? Подростки не такие страшные, как может показаться. О том, что с ними происходит и как общаться с взрослеющими детьми, рассказывает наш блогер, психотерапевт центра «Перекрёсток» Татьяна Сабрекова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

То они кричат, злятся, хлопают дверью, то плачут и грустят, то устали и хотят полежать рядом, то снова что-то доказывают, размахивают руками, спорят… Это нормально? Почему это происходит и когда закончится?

Для тех, кто не знает, чем отличается подростковый возраст

Подростки 10–13 лет начинают сильно меняться внешне. Рост происходит не постепенно, как хотелось бы, а скачками. Очень меняется тело: сначала вытягиваются стопы и ладони, затем руки, ноги, и только потом подтягиваются бёдра и плечи. Всё это очень стремительно и внезапно, ваш ребёнок почти каждый день замечает в себе что-то новое.

Как вам кажется, спокойно ли ему от этого? Нет, не спокойно. Изменений много, они разные, не всегда понятные и приятные, неясно, когда эти изменения закончатся и как к ним относиться.

Авторский комикс

Вспомните себя, когда у вас в первый раз во взрослом возрасте появился седой волос или родинка, морщинки или, может, небольшой животик от вкусной еды, которого раньше не было.

Как вы отреагировали? Было неожиданно, непонятно, вы чувствовали растерянность: вы никогда не думали, что так будет, но это случилось. Вы не готовы, даже если вас предупреждали об этом.

Просто вы не верили, что это произойдёт именно с вами.

Ещё в большей степени это свойственно подросткам, потому что у них такое внутреннее устройство: они должны всё подвергать сомнению и уверены в своём бессмертии и статичности. «Может быть, это и верно для других, но со мной точно не произойдёт». Они испытывают дискомфорт оттого, что им не нравится результат.

Классно стать красивым и взрослым разом, а если у тебя промежуточная стадия? Не так-то круто это выглядит и звучит

Изменений много, но неясно, как к ним относиться. Подросток очень чувствителен к критике, особенно когда вы или кто-то другой говорит про его внешность.

Абсолютно все замечания, даже сказанные с благими намерениями (а мы, взрослые, даём именно такие), не достигают цели, не приносят облегчения или утешения ребёнку, а, наоборот, его травмируют: «Ты очень сутулишься, выпрямись!», «Только не крась так сильно глаза, тебе не идёт!», «У тебя прыщики на лбу высыпали».

Поверьте, он знает про прыщики, он тщательно исследует своё тело каждый день, всё замечает и скорее склонен сам критиковать себя: «У меня слишком большие/ узкие/ некрасивые бёдра», «Я не такой высокий и сильный, как другие», «У меня волосы растут на лице, какой ужас!»

Сверстники с теми же проблемами часто не принимают свою бурно меняющуюся внешность и проецируют это на своих друзей и одноклассников. Отсюда неприятные подколы, шутки, сарказм и, как вывод, неуверенность, которую ребёнок приносит домой.

В этот период его личность ещё только формируется, он очень сильно зависит от оценок и мнений извне.

Любое замечание принимается «как есть», без здоровой критики, поэтому затронуть и обидеть такого человека очень легко, особенно близким людям. Тема внешности требует особого пиетета и деликатности.

Неприятны сравнения с другими детьми: «Вот смотри, у Ксюши такая осанка!», «А Павлик какой красивый и плечи у него какие широкие!»

Что происходит с личностью?

Дочь-подросток Фиалка из комикса и мультфильма «Суперсемейка»

Личность — качественно другая структура, уникальная и неповторимая. Мы любим, когда нам говорят про уникальность, в этом столько самости и силы. Но как же она формируется и вырастает? Главным образом в конфликтах, через сепарацию и отделение, или через отождествление, но объект для этого подросток выбирает сам, и это вряд ли будет Ксюша или Павлик из абзаца выше.

Рождение новой личности и по сути нового человека не может проходить по-другому.

Раньше ребёнок хотел быть послушным, нравиться, во всём походить на взрослых, теперь же у него появилось своё мнение, свои эмоции, свои взгляды и интересы. Теперь ему кажется, что он взрослый.

Это перевоплощение происходит довольно странно, будто вам привезли ребёнка с другой планеты: «Он же был такой послушный, а теперь… Будто это не мой ребёнок».

Ваш, только он другой. Не такой, как вы. С этим надо смириться. Ему приходится спорить, доказывать, порой кричать, потому что ему важно иметь своё мнение, важно быть услышанным, важно быть принятым.

Он может в чём-то ошибаться — это нормально.

Он не знает столько и в таком масштабе, как вы, а только начинает видеть ситуации шире, думать о последствиях и чувствовать ответственность, но это не значит, что у него не может быть своего мнения.

Он ищет и готов встретиться в дискуссии, он горяч, энергичен, активен — значит, в нём есть жизненная энергия и сила, он сможет в будущем постоять за себя и пойти своим путём. Не этого ли вы хотите?

Супергерой Флеш, который быстро перемещается

Часто подросток умеет расходиться и проявлять эмоции, но останавливаться и замедляться — нет. Происходит так: он поплакал, потом поговорил о том, что его волнует, и начал снова. Или покричал, вроде успокоился — и вот снова кричит на ту же тему.

Всё потому, что у него не до конца сформированы навыки саморегуляции, способности приходить в активное возбуждение, а потом снижать его и успокаиваться. Поведенческие приёмы он подсматривает у родителей. Ему нужен рядом взрослый, который умеет и может помочь спокойно притормозить.

Попробуйте заметить, как сильно вы проявляете эмоции дома, как останавливаетесь, как решаете с супругом (ой) конфликтные ситуации. Подросток может это всё впитывать и копировать.

Также в возрасте 11–13 лет подросток сильно погружён в свои переживания, сконцентрирован на себе и эгоцентричен

Ему интересно, что происходит с ним, но он почти не способен к эмпатии и сочувствию по отношению к окружающим. Часто он представляет себя актёром на сцене или автором удачного стендапа, он усиливает эмоции, изменяет тембр голоса, говорит громче, ему нравится, когда на него смотрят и на него реагируют. Он получает внимание, которое ему нужно, и становится более уверенным.

«Железный человек», Роберт Дауни — младший

Он хочет всё решать, много свободы, чувствовать себя взрослым, но часто ведёт себя как ребёнок: нарушает договорённости, не помогает по дому, не следит за временем, неважно учится и так далее. В целом, не берёт на себя ответственность. Это нормальное подростковое желание.

Подросток часто добивается власти решать всё самостоятельно за счёт скандалов и манипуляций: «Я не поеду в этот долбаный лагерь!», «Мне надоело, что все со смартфонами, а я — нет!», «Ну вот, мы не пойдём к Лизе, а я же обещала!»

Ребёнок хочет встать с вами наравне, решать вопросы и проблемы на том же уровне, но он ещё не вполне самостоятелен и пока только учится заботиться о себе, программировать свои действия и прогнозировать их последствия. Он не зарабатывает деньги, не приносит в дом еду, не готовит, не оплачивает счета за квартиру.

Подросток должен знать, что он может решать, а что — нет, где будут спрашивать его точку зрения, а где не будут.

Изменение структуры иерархии в семье — опасная штука: ребёнок хочет на вершину горы, но там грустно, одиноко и страшно. Просто он об этом ещё не знает. Важно набраться уверенности и стойкости и вовремя поставить границы.

Подросток всё равно попытается их разрушить, это его природа, но будьте неуклонны и последовательны.

Подростку всё ещё очень нужны признание и нежность, поэтому не удивляйтесь, что после горьких слёз или крика он придёт полежать с вами рядышком. Ему нужны очень личные, долгие беседы, чай с печеньем и ваш совет или мнение.

Важно его не принуждать обниматься или разговаривать, когда вы этого хотите, а говорить, что пусть приходит, когда нужно. Тогда он будет знать, что вы готовы, и придёт сам.

Не впадайте в заблуждение: его бравадная смелость и огонь больше ситуативные, он так выстраивает линию защиты, чтобы высказать своё мнение. Но, несмотря на это, он очень ранимый, нежный и трепетный.

Ему нужны любовь и тепло.

Кадр из сериала «Девчонки Гилмор»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/tsentr-perekrestok/7431-perepady-nastroyeniya-u-podrostkov-kak-ikh-obyasnit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.