Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста

Конструктивная деятельность: виды, цели, методика

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста

Конструктивная деятельность – вид деятельности, относящийся к моделированию. С помощью этого человек не только познает окружающую его систему, но и может имитировать ее. Именно эта направленность отличает конструирование от других видов занятий. Конструктивная деятельность накладывает свой отпечаток на развитие ребенка в период дошкольного возраста.

Основные понятия

Конструктивная деятельность – деятельность индивида, направленная на определенный, заранее известный результат, который будет отвечать заранее определенным требованиям. Конструирование развивает умственные, нравственные, эстетические, трудовые способности человека.

Моделируя, младшие школьники учатся не только различать предметы по внешним признакам, но и совершать различного рода действия. В процессе конструктивной деятельности школьник помимо внешнего восприятия разбирает предмет на части, образы и детали.

Детское и взрослое

Конструирование может вызвать некоторые трудности у ребенка. Здесь можно найти некую связь с художественно-технической деятельностью взрослых и конструктивной деятельностью в подготовительной группе и школе. Им присуще направление результатов своих усилий на достижение определенной цели.

Для достижения целей конструирования взрослый заблаговременно придумывает определенный план, подбирает подходящий материал, техники исполнения, оформление, правильную последовательность действий. Подобный алгоритм также есть и в конструктивной деятельности подготовительной группы и школьников.

Решаемые задачи похожи. Результаты конструирования у детей зачастую применимы к игре. Во многих педагогических трудах говорится о том, что различные моделирующие действия, совершаемые ребенком в детстве, готовят его ко взрослой деятельности, созданию культуры.

Таким образом, конструктивная деятельность в старшей группе и у школьников по методам близка к более осмысленной взрослой деятельности. И хоть моделирующие методы взрослых и детей похожи, результаты деятельности кардинально различаются.

Контроль конструктивной деятельности в подготовительной группе крайне положительно сказывается на общем развитии детей.

Конструктивная деятельность в старшей группе и школьного периода поделена на два типа: техническое и художественное конструирование.

Они взаимосвязаны и сконцентрированы на моделировании реально существующих объектов, а также воспроизведении различных сказочных, музыкальных и сценических образов.

Моделируется как художественная, так и техническая часть объекта: крыша здания, окна и двери, палуба корабля и т. д.

К техническому типу конструктивной деятельности в старшей группе и школе можно отнести конструирование:

  • Моделей объектов из строительных материалов.
  • Объектов из крупногабаритных модульных блоков.

Целью конструктивной деятельности художественного типа является не столько точная передача структуры передаваемых образов, сколько выражение своего отношения к ним, передача характера с помощью такого приема, как «нарушение» пропорций, а также изменения цвета, фактуры и формы. Чаще всего конструирование художественного типа выполняется из бумаги или из природного материала.

Если цель конструктивной деятельности технического типа у взрослых зачастую имеет практический мотив, то в детском моделировании цель абсолютно другая. Группа детей может строить модель зоопарка. Но когда приходит время завершения, интерес к этой деятельности заметно теряется.

Чаще всего с достижением цели дети младшего и школьного возраста теряют всякий интерес к завершенной деятельности. В данном случае деятельность завораживает ребенка гораздо больше, чем сам конечный результат.

Но именно в художественном конструировании как нельзя более полно отражен базовый смысл конструктивно-технической деятельности. Даже если поделка неинтересна детям с практической стороны, то во время ее создания он делает ее максимально пригодной для дальнейшего применения.

Основные принципы воспроизведения продукта конструирования абсолютно такие же, что и в самом конструировании.

Стоит сказать, что чаще всего в изобразительной конструктивно-модельной деятельности в старшей группе дошкольники добиваются поразительной схожести с объектом моделирования. Если конечная цель предназначена для практического использования, то ребенок уделяет процессу и конструированию гораздо меньше внимания.

В этом случае главным для дошкольника и школьника является наличие необходимых для игры качеств у конечного результата. К примеру, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому важными, по мнению ребенка, являются крылья, штурвал и кресло. Внешний вид модели отходит на второй план: если объект удовлетворяет основные потребности игр, то он вполне пригоден.

Совершенно иначе обстоят дела, если ребенок, к примеру, ставит перед собой задачу показать различия между типами летательных машин. В этом случае конструктивно-модельная деятельность в старшей группе оттачивается с особым усердием. Можно сделать вывод, что качество конечного результата зависит, скорее, от желания ребенка, а не от его умений.

Наличие технического и изобразительного видов конструирования, у которых есть свои особенности, требует тщательного отбора и изучения случаев, в которых можно их применять.

Материалы для моделирования. Бумага

Конструктивная деятельность в старшей подгруппе детского сада выполняется, в основном, из бумаги, картонных коробок, катушек от ниток и других материалов. Этот вид деятельности требует больших энергозатрат, нежели обычные игры.

Детям даются бумажные и картонные квадратики, прямоугольники, круги и т. д. Предварительным этапом перед изготовлением игрушки является заготовление выкройки, проработка деталей и украшений. Необходимо досконально проверить все разрезы и только потом приступить к изготовлению игрушки.

Ребенок должен уметь измерять, использовать ножницы и иголки. Это гораздо более сложный процесс, чем обычная конструктивная деятельность в подготовительной группе, состоящая из создания игрушек из уже готовых форм.

Различные части коробок, катушек и прочих используемых в этом случае материалов представляет собой так называемый полуфабрикат.

Если вы научите детей видеть и составлять из различных деталей единое целое, то таким образом вы разовьете у ребенка тактическое и стратегическое мышление, да и к тому же он научится создавать интересные игрушки из подручных материалов.

Если ребенок в конструировании использует бумагу, то он знакомится с такими понятиями, как угол, сторона, плоскость. Дошкольники учатся сгибать, разрезать, выгибать, деформировать бумагу и тем самым получать из нее совершенно новые образы.

Моделируя различные геометрические фигуры и фигурки животных, людей, дошкольники учатся составлять композиции и различные комбинации поделок. Дошкольники приобретают навык изготовления различных поделок из коробков спичек с помощью различных сочетаний и соединений.

С помощью этих процессов дети приобретают совершенно новые для себя навыки и умения.

Сочетание теории и практики в моделировании

Особенностью развития конструктивной деятельности как у старших, так и у младших дошкольников можно назвать сочетание практической и теоретической части конструирования. В педагогических трудах Л. С. Выготского говорится о неизбежности перехода младшего и старшего дошкольника от теории в моделировании к действию. Исследования З. В. Лиштван и В. Г.

Нечаевой, в которых рассматриваются особенности конструктивизма у детей на различных этапах развития, показали, что под чутким руководством педагогов замысел и его воплощение начинают полностью соответствовать друг другу. В конструктивной деятельности детей можно увидеть не только окончательный результат, но и способы создания модели.

Примечательно то, что сам замысел формируется в процессе выполнения конструирования. Чем выше уровень, тем более отчетливо представляет себе ребенок конечный результат. Об уровне качества окончательной задумки свидетельствует также словесное описание и чертежи предстоящего объекта.

Основная цель конструктивной деятельности детей – развитие познавательной деятельности.

В многочисленных исследованиях таких российских педагогов, как Д. В. Куцаков, 3. В. Лиштван, Л. В.

Пантелеева, которые посвящены конструированию в детских учреждениях, огромная роль отводится именно поделкам из бумаги.

Как говорят эти замечательные педагоги, изготовление поделок из бумаги положительно влияет на развитие мелкой моторики рук дошкольников, а также улучшению глазомера и сенсомоторики в целом.

В наше время доподлинно известно, что конструктивная деятельность в группах детских садов или начальных классах, особенно изготовление поделок из бумаги и картона, способствует улучшению деятельности мозга и положительно влияет на работу обоих полушарий у дошкольников и младших школьников, что повышает их общий уровень интеллекта, развивает такие качества, как внимательность, восприимчивость, воображение, логическое мышление. Мышление становится более творческим, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Познавательная деятельность и моделирование

Размышление детей о способах конструирования начинает формироваться в процессе мыслительной деятельности различного уровня: на уровне восприятия – при попытке воспроизведения действий других людей, на этапе представления и мышления – если приходится выбирать из предложенных вариантов.

При решении конструктивных задач младшие школьники могут проявить различные творческие элементы во время поиска методов конструирования. В конструктивной деятельности по задумке, как и в конструировании по заданным условиям, замысел создается самими детьми.

Если они моделируют по задумке, то непременно получают множество возможностей решать задачу различными способами. Об этом подробно написано в трудах В. Ф. Изотовой, З. В. Лиштван и В. Г. Нечаевой.

Множество детей старшего дошкольного возраста на основании знаний о пространственных отношениях, а также опыта в конструировании, в процессе анализа различных конструкций вполне могут создать внятный замысел как по структуре, так и по способу деятельности, и соотнести практику со своим изначальным замыслом.

Дошкольников и младших школьников зачастую увлекает и вдохновляет на конструктивную деятельность окружающий их мир: разнообразие флоры и фауны, явления социума, различная художественная и учебная литература, всевозможные виды деятельности, в особенности игровая. Но, к сожалению, дети воспринимают мир очень поверхностно в силу своего возраста: они стараются воспроизвести в своей деятельности исключительно внешнюю, понятную им сторону окружающих явлений и предметов.

Большое значение имеет также и эмоциональная окраска деятельности ребенка, благодаря которой он будет использовать различные материалы, создавать оригинальные модели с еще большим удовольствием.

Связь конструктивной деятельности в средней группе детского сада и младшей школе с повседневной жизнью, с включенными в нее различными видами разнообразной деятельности делает конструирование невероятно интересным, наполненным различными эмоциями и позволяет быть не столько видом деятельности, сколько способом самовыражения. Не стоит игнорировать эту все сильнее проявляющуюся потребность у детей.

Побочные эффекты конструирования

Во время учебной деятельности у ребят из средней и подготовительной группы детского сада развиваются не только технические навыки, но и способность анализировать окружающую их действительность, начинается формирование общих представлений о различных моделируемых ими объектах, развиваются самостоятельное мышление, тяга к творчеству, художественный вкус. Ребенок формируется как личность.

В конструировании можно выделить два важнейших этапа: работу над идеей и ее воплощение в жизнь. Работа над идеей чаще всего – процесс творческий, поскольку он заключен в ее обдумывании и просчете возможных способов реализации. Также творческая деятельность заключается в определении конечного результата, способов и последовательности его достижения.

Практика в исполнении задумки не может быть целиком и полностью исполнительской – конструкторская деятельность даже у старших школьников сочетает в себе как мысль, так и практику.

Если говорить о конструировании у дошкольников, то взаимодействие практики и мысли можно назвать одной из сильных ее сторон. При этом практическая деятельность не обязательно должна быть приближена к определенным канонам – можно и экспериментировать, что утверждается в педагогических трудах Л. А. Парамоновой и Г. В.

Урадовских. Изначальная идея, в свою очередь, регулярно уточняется и изменяется в результате применений различных практических способов, что положительно влияет на развитие дальнейшего творческого конструирования. Часто при этом дети рассуждают вслух, проговаривая свои действия и приближаясь к конечному результату.

Проблемы при моделировании

Без надлежащего обучения, правильной работы педагога и без работы с часто встречающимися проблемами занятия конструированием будут неполными. К самым частым проблемам при конструировании, требующими проработки, можно отнести:

  1. Отсутствие четкого замысла, которое можно объяснить расплывчатой структурой образа.
  2. Отсутствие четкой цели (во время создания одного объекта получается абсолютно другой, который, несмотря на несоответствие замыслу, полностью устраивает создателя).
  3. Упор не на замысел, а на исполнение (замыслу уделяется слишком мало внимания).
  4. Отсутствие четкого плана в исполнении действий.
  5. Неправильность поставленной задачи.

Если не проработать эти задачи, то, скорее всего, результат детского конструирования не удовлетворит ни педагога, ни ребенка.

Откуда ребенок берет вдохновение?

Детей зачастую вдохновляет окружающий их мир: различные предметы вокруг, происшествия социума, художественная литература, различная деятельность, в первую очередь игровая, а также та, которую они выполняют сами.

Но чаще всего младшие школьники и дошкольники воспринимают мир довольно поверхностно: они успевают захватить только внешние признаки явлений, которые пытаются воспроизвести в конструктивной деятельности.

Чтобы ребенок развивался более полно и всесторонне, необходимо научить его видеть суть явлений и предметов, а не только их оболочку.

Источник: https://FB.ru/article/437654/konstruktivnaya-deyatelnost-vidyi-tseli-metodika

Конструктивная деятельность – созидательное творчество дошкольников

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий.

Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками.

В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей. 

Особенности развития конструктивной деятельности дошкольников

Дети, как и взрослые, прежде чем приступить к созданию конструкции, формулируют для себя (а в младшем дошкольном возрасте и для окружающих) свою задумку. Как только у ребенка появляется замысел, он уже осматривается, какие подручные средства или детали помогут его осуществить.

Не всегда изначальный замысел удерживается в фокусе внимания «конструктора». Может иссякнуть интерес или могут измениться планы: « Пусть это будет не машина, а ракета», «Не хочу строить, буду рисовать!».

Это одна из особенностей конструктивной деятельности дошкольника – не каждый замысел находит свое воплощение. Построение требует усилий, и малыш нуждается в подбадривании и поддержке, чтобы довести дело до конца.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит по двум направлениям:

  • сооружение построек для игры
  • создание моделей-изображений

Во втором случае имеет место конструктивно модельная деятельность. Примером такого конструирования является сборка макетов из готовых наборов деревянных или пластмассовых деталей.

Постройки для игры – дело ответственное. Дети конструируют их, чтобы они выполняли нужные функции. Если это мост, то он должен быть устойчив, чтобы по нему можно было катать машинки. Если «автобус», то в нем должно хватить места для всех игроков и нужно отдельно обустроить кабину для водителя.

Виды конструктивной деятельности дошкольников    

В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:

  • техническое
  • художественное

Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно.

К техническому виду относится сборка различных моделей, где детали скрепляются с помощью пазов или болтиков. В данном виде применяется творческий подход, но с учетом реальных соотношений.

Что касается художественного конструирования, то автору важнее передать не соотношение величин или структурное содержание объекта, а его характер, эмоциональную наполненность.

Например, мальчики решили создать образ змея-горыныча, приспособив детский столик в качестве туловища, выложив хвост из кубиков, а вместо голов поставив торшеры.

В данном случае сконструированный образ призван отражать суть пугающего сказочного персонажа.

Формы конструирования в дошкольном возрасте

В зависимости от того, какую степень точности или самостоятельности требуется проявить дошкольнику в изготовлении своей модели, в возрастной психологии различают четыре формы конструктивной деятельности:

  • по образцу
  • по замыслу
  • по условиям
  • каркасное конструирование

С образца малыши начинают первые шаги в данном виде деятельности. Родители, играя с ребенком, сооружают то башенки, то домики, и побуждают: «А теперь ты сделай такую башню». Малыш наблюдает, как взрослый собирает конструкцию, видит завершенный объект и стремится повторить те же действия.

В младшем дошкольном возрасте такие модели простейшие. Но конструирование по образцу постепенно набирает сложность. Более того, в некоторых случаях может быть самой сложной формой создания конструкции.

Например, предоставив старшему дошкольнику собранную модель самолета и набор деталей, можно поставить задачу собрать такую же игрушку. Ребенку предстоит непростая работа.

Нужно разобраться, какие детали используются в модели, как они скрепляются друг с другом, и в каком порядке проводить сборку, а потом приступить к тщательному выполнению задания.

Приступаем к реализации замысла

Различным уровнем сложности отличается и конструирование по замыслу.

То есть, ребенку нет необходимости соблюдать точность образца, можно творить все по своему усмотрению. С одной стороны, это упрощает задачу, а с другой – усложняет.

Все нужно придумать самому, начиная от идеи и подбора материалов, из чего строить, до конечного облика постройки.

У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели?

Конструирование по условиям можно сравнить с замыслом, но чужим. Когда взрослый ставит условия дошкольнику построить дом для кукол из деталей «Лего», но так, чтобы у каждой куклы была своя комната и общий для всех зал, — это замысел взрослого. Ребенку предстоит внимательно отнестись к условиям и придумать, как эту задачу выполнить.

Условия, поставленные ребенку, часто облегчают ему начало конструирования. Многие дети теряются на этапе поиска идеи, что построить или какую модель создать.

Каркасное конструирование – особенный подход в выполнении задачи, направляющий мыслительную деятельность ребенка. Данная форма деятельности ориентирует на выявление основных элементов будущей модели и сборки каркаса. После того как основа будет готова, можно приступать к наполнению более мелкими деталями.

Использование каркаса в конструировании – практически взрослый подход к созданию модели, требующий аналитико-синтетической мыслительной активности и развивающий пространственное мышление.

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости. А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных операций, заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно  схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций — широкое поле для творческой деятельности  и развития творческих способностей дошкольника.

Источник: https://alldoshkol.ru/deyatelnost/konstruktivnaya-deyatelnost

Конструктивная деятельность дошкольников

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста
03.10.16 09:00 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/konstruktivnaya-deyatelnost-doshkolnikov/

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста

Конструктивная деятельность предусматривает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Ее выполнение развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений на качеств.

При создании конструкций необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и тому подобное. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов.

Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные способы.

Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения [37, с. 6].

Дети конструируют, прежде всего, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта.

Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить одежду.

Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и тому подобное.

Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом, объясняет, для чего их можно использовать: “Какой у тебя мостик! Теперь по нему проедет машина” (Е. В. Зворигина).

Таким образом ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использования.

Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль.

Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом конструктивной деятельности.

В то же время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацию.

Как отмечает А. Н. Давыдчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование изображения и строительство для игры [37, с. 7].

Конструирование игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль строителя. Конструирование игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий.

Например, длина моста должна быть достаточной для соединения “берегов”. В то же время детская сооружение не соответствует всем требованиям к настоящей сооружения, напоминает реальную только общей формой при отсутствии многих элементов. Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности; на автомобиле можно везти груз.

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития. Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении. При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их формы. Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция.

Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы. Подбирает детали, которые станут составляющими конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру.

Однако всех особенностей конструкции ребенок предусмотреть заранее не способна. Поэтому по ходу конструирования она сверяет ее свойства с нужными и вносит необходимые коррективы.

Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них “кашу” (бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает своего содержимого. Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дыру пластилином, обеспечивая стабильность конструкции.

Таким образом в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания. К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу ребенка.

Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность.

Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении сооружения: пирамидка становится «деревом», грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в лесовичка т. Иногда ребенок инициирует конструирования, но самостоятельно его реализовать не в состоянии. Тогда на помощь приходит взрослый.

Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенному замыслу, который включает осмысление функций (для чего использоваться) будущей конструкции. Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания.

Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В противном случае ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволоки.

ВЫВОДЫ об особенностях конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

– В процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;

– В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых);

– Детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;

– Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;

– Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;

– С возрастом ребенка растет самостоятельность и творчество конструирования.

ПЛАН

1. Виды внимания в дошкольном детстве

2. Особенности внимания ребенка младенческого возраста

3. Развитие внимания в раннем детстве

4. Достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте (3-6 г.)

5. Психолого-педагогические условия развития внимания дошкольника

Литература

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М .: Прогресс, 1979. – 320 с.

2. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – 1974. -№12. – С. 24-30.

3. Волкова Н. Внимание детей во время занятий // Дошкольное воспитание. – 1971. – №12. – С. 6-9.

4. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М .: Изд-во МГУ, 1976. – С. 184-219.

5. Дубровинская Н. В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 5. – С. 54-65.

6. Кондратенко Т. Д., Котырло В. К., Ладывир С. А. Обучение старших дошкольников. – М .: Просвещение, 1986. – 152 с.

7. Люблинская А. А. Детская психология. – М .: Высшая школа, 1974. – С. 153-167.

8. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред М.В. Антроповой, М. М. Кольцовой. – М .: Педагогика, 1983. – 160 с.

9. Проскура Е. В., Шибицкая Л. А. Как учит самых маленьких. К .: Советов школа, 1987. – 112 с.

10. Рутман Э. М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 161-167.

11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М .: Изд. Центр “Академия”, 1997. – С. 115-124.

Виды внимания в дошкольном детстве

С помощью познавательных психических процессов человек получает, осмысливает, сохраняет информацию о действительности. В познавательной деятельности и восприятия, и память, и мышление, и воображение выступают в единстве. Лишь в отдельных ситуациях преобладает определенный познавательный процесс.

Окружающая человека действительность безгранична, поэтому человек познает ее шаг за шагом, а ее познавательная деятельность носит организованный и направленный характер. Человек воспринимает совсем не всю информацию, поступающую из окружающей, а только наиболее значимую для ее жизнедеятельности. Итак, информация на пути к человеческому сознанию дозируется и фильтруется.

Эту функцию выполняет внимание, которое и организует наше познание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида.

Ребенок появляется на свет с врожденными предпосылками внимания, а на протяжении дошкольного детства они обусловливают последовательное развитие основных ее видов, затем составляют основу внимания взрослого.

Развитие видов внимания в дошкольном детстве происходит в следующих направлениях:

o От природной к социально обусловленной;

o От непосредственной к опосредованной;

o От непроизвольного к произвольному;

o От чувствительной к интеллектуальной.

По происхождению отличается естественная и социальная внимание.

Естественная внимание – это врожденная способность реагировать на раздражители с определенными свойствами. В частности, на те, что отличаются новизной, достаточно большой силой, внезапностью появления и тому подобное.

Социальная внимание обусловлено действиями социальной среды (прежде всего, воспитания и обучения), поэтому производится за жизнь ребенка.

По характеру стимулов, вызывающих внимание, ее разделяют на непосредственную и косвенную.

Непосредственное внимание возникает, когда раздражителем выступает определенный объект, на который она направлена и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованную внимание вызывают не сами по себе объекты, а раздражители, сигнализирующие об этих объектах (жесты, слова, дорожные знаки и т.д.).

С участием воли внимание бывает непроизвольная и произвольная.

Непроизвольное внимание не связана с участием воли, а произвольное предусматривает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное – наоборот.

По связи с психическими процессами выделяют чувственную и интеллектуальную внимание. Первая преимущественно связана с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а вторая – с сосредоточенностью и направленностью мысли, мышления.

Источник: https://studbooks.net/28281/psihologiya/razvitie_konstruktivnoy_deyatelnosti_doshkolnom_vozraste

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.