Осенние православные праздники, народные приметы и обычаи на руси.

Осенние обряды в народной традиции Руси

Осенние православные праздники, народные приметы и обычаи на руси.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Москва,”Бит Жизни!”, – Мираслава Крылова.

Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни.

Некоторые из них уходят в века, и мы их забываем либо совсем о них не знаем. Другие продолжают существовать. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью.

Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Осень – время праздников

С древности временем для различных празднований была осень. Разнообразны и многочисленны, например, обряды и ритуалы в день осеннего равноденствия.

Почему так сложилось? Дело в том, что заканчивалась пора земледелия, все собирали урожай, готовились к зиме.

Большую часть населения составляли в те времена крестьяне, так что сезонность оказывала на их уклад жизни значительное влияние. Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Осенние праздники у славян

Осенние праздники у славян часто имеют языческие и православные корни. Самыми известными были Обжинки или Дожинки (у белорусов). В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата.

Так, у восточных славян упомянутый праздник совпадал с Успением Богородицы, а в Сибири – с праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день люди проводили несколько осенних обрядов. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями.

На поле оставляли несколько колосьев, свитых в бороду. Этот обряд называли «завиванием бороды».

Традиции и обряды осени на Руси

Первое сентября на Руси называли бабьим летом, в некоторых областях отсчет вели от 8 сентября. Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы.

Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Хоровод на Руси имел огромное значение.

Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.

В Семенов день – первого сентября – совершали сажание на коня. В каждой семье первенца усаживали на коня. Кроме того, в этот же день в течение 400 лет праздновали Новый год. Отменили его только в 1700 году по указу Петра 1. А 14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины.

Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В домах на Первые Осенины накрывали праздничный стол, варили пиво и закалывали барана.

Из новой муки пекли пирог.

21 сентября – Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы. 23 сентября – Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.

Третьи Осенины – 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. С ними передавали просьбы усопшим. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Осенние традиции у белорусов

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. Издавна в Беларуси справляли окончание жатвы. Назывался этот праздник дожинками. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов.

Последний сноп перевивали цветами и наряжали в женское платье, после чего относили в деревню и оставляли до следующей жатвы. Сейчас дожинки – праздник государственного значения. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри.

“Богач” находился в одном из домов деревни, куда приглашали священника для проведения молебна. После лубок с зажженной свечой проносили через всю деревню.

Не менее известный ритуальный праздник поздней осени в Беларуси – Дзяды. Этот праздник поминовения предков приходится на 1-2 ноября. Дзяды означает “деды”, “предки”.

Перед Дзядами мылись в бане, прибирали дома. В бане оставляли ведро с чистой водой и веник для душ предков. Вся семья в этот день собиралась за ужином.

Готовили различные блюда, перед ужином в доме открывали двери, чтобы души умерших могли войти.

За ужином не говорили лишних слов, вели себя смиренно, вспоминали только хорошее о предках, поминали умерших. На Дзядов подавали нищим, которые ходили по деревням.

Осеннее равноденствие

Обряды и ритуалы в разных странах мира Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Традиции, празднования и обряды в День осеннего равноденствия – обычное дело.

В некоторых странах это государственный праздник, например, в Японии. Здесь по традиции вспоминают в этот день предков. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей. Совершают паломничество к могилам своих предков и поклоняются им.

В Мексике в день осеннего равноденствия люди отправляются к пирамиде Кукулькана. Объект устроен так, что в дни равноденствия солнечные лучи создают на пирамиде треугольники света и тени. Чем ниже солнце, тем отчетливее контуры тени, по форме напоминают они змею.

Такая иллюзия длится чуть больше трех часов, за это время нужно успеть загадать желание.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Названия у него были разные: Таусень, Овсень, Радогощь. Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях.

Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия (с обрядами и ритуалами) в течение двух недель.

Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой – вот основное лакомство на столе. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период.

Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ.

В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение.

Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали. Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам – привлекательность. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках.

Так, дом и себя защищали ветками рябины. Считалось, что рябина, сорванная в этот день, имеет огромную энергию и не пустит дурного в дом. Девушки использовали ветки ореха. Клали вторую подушку на кровать, чтобы скорее выйти замуж, сжигали ветви ореха, а пепел развеивали на улице. По гроздьям рябин судили о зиме.

Чем больше ягод, тем суровей зима.

Особым осенним обрядом на Руси было жертвоприношение. В благодарность за хороший урожай в языческие времена славяне приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Делали это перед сбором урожая. После жертвоприношения связывали снопы и ставили “бабки”. После уборки урожая накрывали богатый стол.

Православные осенние праздники, традиции, обряды

Самый большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Праздник совпадал со вторыми осенинами. 27 сентября – Воздвижение Креста Господня. В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо.

Так и был установлен праздник Воздвижения. С этого дня начинали заготовку капусты на зиму. А молодые парни и девушки собирались на капустницы. Накрывали стол, парни присматривали невест. 14 октября – Покров Богородицы. Праздник установил Андрей Боголюбский.

На Руси верили, что Богородица взяла под защиту Русь, поэтому всегда уповали на ее защиту и милосердие. В это время заканчивали работы в поле, собирали последние плоды.

В Покров женщины изготавливали кукол-десятиручек, которые, как верилось, должны были помогать по дому, так как женщина все не успевала.

В третий день ноября праздновали “Казанскую”. Это День иконы Казанской Божьей Матери.

Осенние приметы на Руси

11 сентября – Иван Полетний, Полетовщик. Через день приступали к выдергиванию корнеплодов, копали картошку. 24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. 16 сентября – Корнилья. Корень не растет в земле, а зябнет. 28 сентября – гусепролет. В этот день стригли овец. 1 октября – журавлиный лет.

Считалось, если в этот день журавли полетят, то на Покров будет первый мороз. Если нет, морозов не стоит ждать раньше 1 ноября. 2 октября – Зосима. Ульи убирали в омшаник. 8 ноября – Дмитриев день. В этот день поминали усопших. 14 ноября – Кузьминки. На Кузьминки отмечали петушиные именины. Девицы устраивали пир-беседу, приглашали парней.

В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки изготавливали из соломы чучело, наряжали его в парня и проводили шуточное венчание. Усаживали это чучело посередине избы и «женили» на какой-нибудь девушке, затем уносили в лес, сжигали и плясали на нем. Делали кукол Кузьму и Демьяна.

Их считали хранителями семейного очага, покровителями женского рукоделия.

Фотографии и текст: Мираслава Крылова

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://bitoflife.ru/?p=2873

Народные праздники и приметы осени

Осенние православные праздники, народные приметы и обычаи на руси.

Артемьева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Городищенский детский сад «Аленький цветочек» Старооскольского городского округа опубликовала данный материал в печатном сборнике “Детский сад – территория ФГОС”, который был издан на портале “Мир дошколят” весной 2017 г. ​

Сущность развития личности ребенка состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда.

Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа.

Народная культура несет в себе образец отношения человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает  в нашем современном обществе, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.

Народные праздники помогают понять детям самобытность русской культуры и приобщать к ней необходимо одновременно с расширением знаний об окружающем мире, воспитанием потребности общаться с природой, участвовать в трудовой деятельности.

Тип проекта:

  • по доминирующей в проекте деятельности –

-по содержанию – познавательный;

-по времени проведения – 3 месяца;

  • по характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результата;
  • по числу участников – групповой;
  • участники проекта – дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Цель:

Рекламное сообщение

Знакомство с календарно – обрядовыми и классическими традициями русского народа. Развивать интерес к народной культуре, культуре родного края.

Задачи:

  • вызывать интерес к истории народного календаря, используемого на Руси земледельцами;
  • познакомить, как с помощью примет люди узнавали погоду, сроки посева и уборки растений;
  • активизировать познавательную  деятельность   детей,   приобщать  к истории и культуре русского народа;
  • пополнить словарь детей;
  • создать положительный эмоциональный настрой. Предполагаемые результаты:
  • вызван у детей интерес к истории Руси;
  • сделать альбом «Народные традиции»;
  • создать дневник наблюдений «Народные приметы».

1.Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.Подобрать методическую, художественную литературу по этой теме.

  1. Подобрать материал, наглядность для бесед, конкурсов. 4.Составить перспективный план мероприятий.

1.Рассматривание календарей, книги «Народный календарь», картин. 2.Рассказы воспитателя о народных праздниках, традициях, приметах.

  1. Наблюдения за погодой, природой на прогулке, запись в дневнике наблюдений.

4.Знакомство  с   народными  играми  «Муха», «Медведь», «Баба Яга», «Сороконожка».

  1. Слушание песни «Во кузнице…».
  2. Выступление ансамбля «Забава» на дне села. Организованная деятельность воспитателя:

1.Подбор художественного материала и наглядности.

  1. Составление дневника наблюдений «Народные приметы». 3.Взаимодействие с родителями.
  2. Оформление альбома «Народные традиции».
ДатаЦельФорма проведения
Сентябрь

1 неделя

Знакомство с тематикой Проекта. Календарь с/х работ.Заинтересовать детей проектом. Дать знания о с/х работах на Руси.Рассказ воспитателя о народных традициях,

рассматривание

книги «Народный календарь».

2 неделяСеменов день (14.09).Познакомить детей с приметами бабьего лета.Рассказ воспитателя о начале бабьего лета.

Игра «Муха».

3 неделяВстреча осени. День

осеннего равноденствия (21.09).

Познакомить детей со вторым днем встречи осени «Осенины».Рассказ воспитателя о происхождении некоторых

растений.
4 неделяПетр и Павел рябинники.Познакомить детей о событии в народном календаре – днем

Петра и Павла

Рассказ воспитателя о целебных

свойствах рябины,

рябинников с помощью народного календаря.о приметах, связанных с

рябиной.

Октябрь

1неделя

Шиповник- целитель. Арина- шиповница. (1.10)Познакомить детей с днем «Арина – шиповница, Арина журавлиный лет» с помощью народного календаря.Рассказ воспитателя о целебных

свойствах шиповника.

2неделя«Пчелы и мед».

Савватий-пчельник. (10.10)

Познакомить детей с днем «Савватий-

пчельник – пчелиная

десятина» с помощью народного календаря.

Рассказ о роли

пчеловодства в с/х на Руси. о пользе меда. Р.н.игра

«Медведь».

3неделяПокров день (14.10)Обогащать знания детей о народных

приметах, фольклоре.

Подвести к

необходимости включать в свою

деятельность русские народные игры,

раскрыть их ценность и

самобытность.

Рассказ воспитателя о празднике

Покрова, народных приметах и

обычаях,

связанных с ним; р.н.и. «Баба-Яга»,

«Сороконожка».

4 неделяТрадиции русского народа. Именины.Закрепить знания детей о некоторых

исторических событиях нашего народа.

Рассказать детям о народной традиции празднования дня

рождения, именин.

Ноябрь1 неделяДмитриев день (8.11)Познакомить детей со значением

Дмитриевской субботы и Дмитриева дня.

Рассказ воспитателя о Дмитриевом дне, приметах на погоду, обычаях

этого дня.

2 неделяКузьминки- по осени поминки.

Престольный праздник села (14.11).

Познакомить с бытом крестьян на Руси, их занятиями.

Формировать дружелюбие.

Рассказать о народных приметах и обычаях,

связанных с днем Кузьмы и Демьяна.

Слушание

р.н.песни «Во

Выступление

ансамбля «Забава» на дне села.

3 неделяМатрена зимняя (22.11). Михайлов день.Познакомить с приметами на зиму.Наблюдение на

прогулке за инеем и туманом.

4 неделяФилипп (27.11). Начало Рождественского поста.Знакомство с обычаями этого дня, приметами на урожай.Рассказ воспитателя, наблюдения на

прогулке за погодой.

Приметы осени.

  • В осенние ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу мочит.
  • Осенние ночи до снега темны.
  • Осенью утро серенько – жди красного денька.
  • Высокие перистые облака в виде завитков, медленно движущихся – признак хорошей погоды.
  • Зима становится через сорок дней после первого снега.
  • Теплая осень к долгой зиме.
  • Вороны каркают хрипло, отрывисто и чаще обыкновенного – перед дождем.
  • Синица пищит – зиму вещает.
  • Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Пословицы и поговорки об осени.

  • Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сытна.
  • Зерно в колоске – не спи в холодке.
  • Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи.
  • Осенняя пора – птицы со двора.
  • Лето со снопами – осень с пирогами.
  • Весной дождь растит, а осенью – гноит.

ВИКТОРИНА «ОСЕНЬ».

Дети делятся на две команды.

1.Набор картинок. Дети выбирают себе картинки и доказывают, наступила осень или нет: (примерные картинки) солнце светит, облака серые, дуб зеленый, яблоня с яблоками, астры цветут, шиповник поспел, воробьи летают, ласточки улетели на юг, муха летает, бабочки спрятались под листики, поле зеленеет озимыми, урожай овощей

2.Интервью у птиц. (Каждая команда рассказывает, что им поведали птицы).

  • Строят ли птицы сейчас гнезда?
  • Откладывают ли яйца?
  • Подросли ли птенцы?
  • Когда собираются улетать в теплые края?

3.Назвать пословицы и поговорки об осени. Чья команда больше назовет.

4.Какая команда больше вспомнит стихов об осени.

5.Конкурс художников (раскрасить черно-белый пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года).

6.Конкурс «Оденься по погоде» (из разнообразной одежды выбрать подходящую к осенней погоде).

  1. Вспомнить песни об осени.

8.Чья команда знает больше народных примет осени

Источник: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/narodnye-prazdniki-i-primety-oseni

Праздник Осенин на Руси: традиции празднования осеннего равноденствия

Осенние православные праздники, народные приметы и обычаи на руси.

Праздник осеннего равноденствия на Руси широко отмечался вплоть до 19-20 века, ведь после него начиналась пора свадеб, на него гремели самые широкие и богатые ярмарки. Кроме того, он был связан с окончанием основных полевых и земельных хозяйственных работ – наступала пора веселья и относительной праздности (заметьте, слова праздность и праздник однокоренные).

Работы мужские и женские перемещались с леса, поля, огорода всё более в дом – наступало время побыть с семьёй и заняться воспитанием отпрысков – уж под родительским доглядом от работы не отлынишь! Вот поэтому и начинается до сих пор путь в ученики осенью.

А еще можно было мужчине наняться теперь в работники – дома все основные дела сделаны, можно и денежку для семьи заработать. Но самое главное, что в самом празднике кроется связь с космическими ритмами Вселенной.

Как празднуют славяне Новолетие

До указа Петра 1 крестьяне отмечали начало нового аграрного года весной – 21-24 марта и называли этот праздник Великъднем или Масленицей.

Связан он был с значительным видимым увеличением светового дня и началом подготовки к земельным работам: на юге уже начинали готовить землю, а на севере пока еще только орудия, но уже белили ткани на ярком солнце и снегу, чтобы шить покосные рубахи.

А вот начало Лета – астрономического года, соотносили с нарождением нового солнечного цикла и завершением самой длинной ночи года – 21 декабря.

Поэтому 21-24 декабря праздновали Коляду – так именовали Бога Солнца- младенца, который рождался в этот период. И Новое Лето начинали вести отсчет с 24 декабря. Именно «лето», т.к.

слово «год» является заимствованным и появляется в те же петровские времена.

В связи с идеологической борьбой против староверов и старообрядцев, ведущих своё исчисление по старому стилю, позже произошёл раскол, и часть традиции стала именовать Новолетьем Осенины (21-24.09), а часть оставило начало счисления календаря (ведь само его название происходит от имени Бога Коляды) – от Новолетья Коляды (21-24.12).

Но самое главное, что дни весеннего или осеннего равноденствия, летнего или зимнего солнцестояния, лунные циклы, оказывающие на нас огромное влияние – это астрономические события, с которыми синхронизировано биологическое время, биоритмы всего живого на Земле, в том числе и человека.

Как отпраздновать Кологодные праздники и включиться в ритмы Земли узнаешь из материала «Праздники Солнцестояний и Солнцеворотов».

Так как же праздновали этот праздник?

Праздник Осенин на Руси

Во многих родах, когда люди приходили на поляну, предназначенную для праздника, или центральную площадь деревни, или к храму, капищу, их должны были встречать Стражи. Они были по-разному одеты, т.к. один страж символизировал лето, второй – зиму. Людям они загадывали загадки.

Пропуск на праздник для детей и молодёжи – это умение отгадать не менее трех-пяти загадок, а для более взрослых – принести и продемонстрировать сотворённое или начатое в честь Богов рукоделие. Для бездельников вход на праздник был заказан: «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест».

Далее их встречали сестры Жива и Лада – для изображения Богинь выбирали загодя не самых красивых, но самых рукодельных, с хорошим, не сварливым характером, многодетных женщин. Образу Богини Живы и Дажьбогу был посвящен сей праздник: они податели всякого добра, их дары — тот урожай, что есть в закромах да погребах — той благодати, что люди получили за свои труды.

В этом празднике Богиня Лада символически прощается с людьми, так как лето завершается и сменяется благодатью осени – время Богини Живы и Дажьбога. В семейном мифологическом аспекте молодые супруги превращаются в мужика и бабу, т.к. «живой», «важенкой», «рогатой» (а именно такой головной убор у Богини Живы) называли бабу беременную, брюхатую.

Так ведь и Великая Богиня, единая во всех своих ипостасях, уже тяжёлая Колядой. И это радостная весть: свет и Боги уходят на Небо, близится зима и время тьмы, но с нами молодой Бог, пусть еще и не рождённый. Поэтому ещё на этом празднике чествовали Рода и Рожаниц – особенно к ним обращались те, кто мечтал о детях.

Читай также: Праздник Радогощь. Боги Асгаст, Саагаст и Радегаст.

В потеших текстах скоморошьего театра говорилось: «Я ухожу, а сестра моя с вами остается, а скоро и третья сестра придет – Мара и будет испытывать вас в течение зимы. И как вы хорошо летом поработали на Земле-матушке, также хорошо вы должны поработать духовно».

Люди пели честь Богиням Ладе и Живе, одаривали их дарами, благодарили Живу за ниспосланный урожай. А еще в этот праздник считалось, что перед Живой обязательно нужно бахвалиться, сколько за лето вы успели сделать, демонстрирую полные явствами столы, одевая богатую одежду, украшая дом вышитыми бранницами.

Кроме того, на этот праздник было принято сажать мальчиков, достигших трехлетнего возраста на коня, которым рядили двух мужиков, а семилетних на настоящего – как символ того, что одни становятся на самостоятельный путь жизни, отделяясь от родительского мира, а вторые вступают на самостоятельный путь обучения.

Считалось, что это конь — это символ Бога Овсеня или Туасень, который Коляду ищет и который потом привозит на себе Коляду. Кроме того, обряд был своеобразным пожеланием здоровья: хорошо пережить зиму.

А девочки обычно наряжали ряженого коня, кормили, водили поить. Конь мог упираться, их задача – уговаривать, завлекать, проявлять женскую смекалку. А 5-7летних девочек сажали обрядово у прялки, посвящая в пряхи Макоши – после праздника Осенин как раз начинались женские и девичьи рукодельные посиделки.

После славлений Богам, обрядовых мистерий, наступал период гуляний, игр, где каждая из них и каждый хоровод имел своё символическое значение.

Например, одним из часто встречающихся хороводов был «Плетень». Он символизировал единство и сплочённость рода. Кроме того, считалось, что «помогает жить достойно, родичей не бояться, со всем миром тесно объединяться-сплетаться, а тем от зимы и стужи защищаться. А кто на кого обижается, тот узлом на родовой силушке вяжется».

А ещё с осени наступала пора свадеб, но еще до свадьбы молодые стремились проверить друг друга в хороводах: ладно ли идти рядом, попадаете ли в такт, тянет ли душу вновь в хороводе встретиться.

Такие хороводы, как «Ручеёк», песни «Вьюн над водой», «Утку селезень гонял», «Горелки» (песни-игры) проверяли молодых на умение слушать другого человека (неважно кто по полу), различать свои чувства при встрече, чувствовать душу человека, а не своё настроение.

А такие игры как «Хрен», «Капустка», «Салки» и др. помогали проиграть разные семейные ситуации: для молодых пар – снять напряжение, для ещё несемейных – намотать на ус.

С детьми часто не только на этот праздник, но и всю зиму играли в игру «Заинька».

Образ зайца в осенний период очень важен в фольклоре — он — образ Луны и летом на ней стережёт Богиню Мару, а осенью его стража кончается и Богиня Зимы спускается на Землю, а в наказание насылает на людей «заичьи» чувства — страхи.

А поскольку лучшая борьба с ними — веселье и танец, то осень и зимние праздники ими изобиловали. Такую же цель (проработка страхов) выполняли игры с участием «волков» и «лебедей», «козлят», «гусей» и т.п.

А поскольку с осени начинался период женских посиделок и рукоделия, и это было не просто необходимость житейская в одежде и ткани — работая с полотном женщины меняли судьбу рода, то старались женщины вышить узоры счастья и благости.

А образом хорошей умелой боярыни-рукодельницы была еще и тетёра — жена тетерева — их изображали на боярских поясах, фибулах, гривнах. А также в танцах и хороводах: танец «Тетёра», игра «Ткачиха», «Ниточка» и др.

В общем, Осенины, как и любой русский праздник, был наполнен не только весельем, шутками, гуляниями и пиром, но ещё и глубоким смыслом каждого действа.

П.С. Поделитесь, как вы празднуете праздник осеннего равноденствия? Используете ли знания о праздновании кологодных праздников?

Источник: https://arina-nikitina.ru/prazdnik-osenin-na-rusi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.