НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экспериментирование со снегом и льдом

Содержание

Зимние опыты для детей

НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экспериментирование со снегом и льдом

Снег и мороз – верные спутники зимы. Низкая температура воздуха делает прогулки короче, но вместе с тем  интереснее и необычней.

Когда как не в морозный ясный день рассматривать снежинки через лупу, выращивать на улице цветные сосульки и самостоятельно делать иней? Этим мы сегодня и займемся! А еще будем сравнивать снег со льдом, собирать снег для экспериментов дома и делать парафиновую сосульку.

Разные снежинки

На улице мороз и выпал легкий пушистый снег? Самое время, вооружившись лупой и темной ворсистой тканью (мы использовали пористую резину с бархатным покрытием), рассматривать всю красоту и многообразие снежинок. Если идет снег, то ловите снежинки на ткань. Если нет, то насыпьте тонким слоем и стряхните, чтобы на ворсе зацепилось немного снежинок, которые удобно будет рассматривать.

Оказывается, не все они имеют вид плоских резных шестиугольников. Многое зависит от влажности воздуха и температуры.

От -4 до -10 снежинки имеют вид игл, полых столбиков и сплошных призм, что мы и наблюдали с дочкой, ведь мороз на улице был -11.

Количество снежинок в виде ажурных пластин было значительно меньше, ведь они образуются преимущественно при температуре выше -4 и ниже -10 по Цельсию.

Цветная сосулька

Вдоволь насмотревшись на снежинки мы решили собственноручно вырастить цветную сосульку. Для этого толстой иглой делаем отверстие в донышке пустого тетра пакета и протягиваем в него нитку.

Иглу выводим через боковую стенку и закрепляем нитку на узелок. Теперь подвешиваем нашу заготовку на улице и заливаем в пакет подкрашенную воду (для удобства используйте воронку).

Если хотите сделать съедобную сосульку, то вместо воды возьмите сок.

Вода вытекает через отверстие внизу и, спускаясь по нитке, капает на землю. Через какое-то время вода достаточно остывает и начинает примерзать к нитке. В результате получается длинная сосулька, толщина которой будет зависеть от ширины отверстия в донышке и температуры подливаемой в пакет воды.

Снег и лед

В ожидании цветной сосульки мы сравнивали снег и лёд. В первую очередь обсудили их сходства:

  • холодные;
  • когда таят превращаются в воду (держим в одной руке снег, а в другой кусочек льда).

Из отличий выяснили следующие:

  • снег мягкий, пушистый, и пластичный (из него можно лепить);
  •  лёд твердый, гладкий, острый и ломается.

Кроме того определяли их прозрачность. Для этого использовали книгу, покрытую пищевой пленкой для защиты от воды: на одну страницу насыпали снег, а на вторую положили лед. Дочка сказала, что снег совсем непрозрачный, а лед чуть-чуть прозрачный. И это правда, прозрачный лед получается из дистиллированной воды, а содержащая примеси вода застывает в мутный полупрозрачный лёд.

Иней

Идею для следующего опыта предложила дочка, спросив: «Мама, мы делали в банке дождь, а снег мы можем сделать?» Снег не можем, а вот иней вполне. Для этого нам понадобится сухая железная поверхность и немного пара. В качестве последнего можно использовать как собственное дыхание, так и вынести на улицу чашку горячей воды.

Водяной пар, попадая на холодную поверхность, тут же застывает, и покрывает её белым инеем. Отличие снега от инея в том, что иней образуется на замерзших поверхностях при высокой влажности окружающего воздуха, а снег выпадает в виде осадков.

Начиная замерзать, мы набрали снега в банки и стаканы и отправились домой продолжать проводить зимние опыты.

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

Сколько в снеге воды?

Очень простой и наглядный эксперимент, показывающий, что у снега очень низкая плотность, т.е. между снежинками содержится много воздуха.

Набираем полную банку снега и закрываем её крышкой для чистоты эксперимента. При комнатной температуре снег начинает таять. В результате из 560 мл снега мы получили всего 100 мл воды и обсудили, что между снежинками много воздуха, поэтому снег такой легкий и пушистый.

Обратите внимание на чистоту воды, которая осталась от снега – у нас она была грязная. Хотя, когда набирали снег, выбирали самый белый и чистый. Этот опыт поможет убедить ребенка, что есть снег и лизать сосульки нельзя.

Скорость таяния снега

Какой снег растает быстрее, пушистый или сжатый в комок? Мы набрали 2 стакана снега и один хорошенько утрамбовали. Оба занесли в дом и оставили на столе. В результате, когда в стакане с пушистым снегом осталась только вода, во втором стакане все еще лежал комочек мокрого снега.

Почему так произошло, ведь визуально казалось, что пушистого снега больше? В рыхлом снеге содержится много воздуха, который по своей сути является газом. Газ нагревается быстрее и соответственно передает это тепло отдельным снежинкам, которые и превращаются в воду. В плотном снеге воздуха мало, поэтому тает он медленнее, преимущественно с периферии.

Парафиновая сосулька

Цветной сосульки нам оказалось мало, и мы сделали парафиновую сосульку. Для этого нам понабились:

  • свеча (обычная, из хозяйственного магазина);
  • спички;
  • чашка и тарелка.

Из чашки и тарелки строим «домик», в этом случае тарелка у нас будет крышей дома. Тарелку лучше брать обычную, т.к. она устойчивее (игрушечную тарелку сосульки под конец стали перевешивать и пришлось её утяжелять монетками). Да и воск быстрее застывает на керамике, чем на пластмассе.  Также, для наглядности можно использовать кукольный домик, но дочка отказалась его отдавать на «опыты».

Поджигаем свечу и, держа её горизонтально, капаем расплавленным воском на край «крыши». Вначале у вас появится лужица, которая потом начнет стекать вниз.

Дождитесь, когда хорошо застынут первые капли вашей сосульки, и после этого наращивайте её вниз, капая на основание. Т.о.

вы в домашних условиях создаете условия для образования сосульки: температуру таяния в свече и температуру застывания на поверхности тарелки. Теперь осталось наблюдать:

  • как застывает первая капля, мутнея от периферии к центру;
  • как мимо пролетают, не успевшие застыть, следующие капли;
  • как образуются причудливые формы сосульки из капель которые застыли, не докатившись до самого конца.

Ответ на вопрос почему сосульки растут вниз и масса впечатлений вам обеспечены.

В конце дня мы достали из морозильной камеры уксус, который замораживали во время проведения опытов со льдом и посыпали содой. Вот такое шипящие зрелище получилось:

Если вам понравились наши опыты, нажмите на кнопочки социальных сетей внизу, чтобы поделиться с друзьями!

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

Источник: https://razvivash-ka.ru/zimnie-opyty-dlya-detej/

Опыты со снегом и льдом для детей: 6 интересных заданий в игровой форме для дошкольников

НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экспериментирование со снегом и льдом

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения опытов со снегом и льдом. Благодаря им дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.

Цели проведения экспериментов

Задания с использованием снега и льда помогут детям:

  • узнать о свойствах воздуха и воды;
  • развить логическое мышление и внимательность;
  • научиться формулировать выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • изучить окружающий мир и животных, бережно относиться к природе.

Эксперименты со снегом

Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.

Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе.

Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя.

Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки.

Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился.

Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало.

Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.

Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру.

Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе,  сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее.

Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.

Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

Опыты со льдом для дошкольников

Вот несколько опытов, которые помогут детям понять свойства льда:

Если за окном мороз, возьмите пакет из-под сока, сделайте отверстие в донышке при помощи иглы, протяните в него нитку. Затем иголку выведите через боковую стенку, а нитку завяжите на узелок.

Вечером подвесьте пакет на ветке дерева и налейте в него подкрашенную воду. Вода начнет вытекать из пакета по нитке и падать на землю, а потом замерзнет. Получится сосулька. Оставьте ее на улице до утра, когда начнет пригревать солнце.

Этот эксперимент наглядно объясняет детям, как образуется сосулька.

Возьмите пробирку и наполните ее водой. Положите туда кусочек льда, придавите грузиком. Начните нагревать пробирку, чтобы пламя касалось верхней ее части. Вскоре вода закипит. Объясните, что от тепла вода становится легче и остается наверху пробирки. Внизу она холодная, поэтому кусочек льда на дне не тает.

Возьмите сладкую и соленую воду, заморозьте. Кубики льда тоже должны быть сладкими и солеными? Расколите ледышки и дайте попробовать детям, чтобы они поняли, что и те, и другие пресные по вкусу. Объясните, что вода, превращаясь в лед, изгоняет из кристаллов любые инородные примеси. Именно поэтому в Северном Ледовитом океане вода соленая, а лед пресный.

Тематическое занятие в старшей группе «Животный мир Арктики и Антарктиды. Пингвины»

Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег.

Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода.

Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.

Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.

Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:

  1. Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
  2. Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
  3. Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
  4. Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.

Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/opyty-so-snegom

Для педагога | Экспериментальной деятельности старшей группы

НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экспериментирование со снегом и льдом

Исмаилова Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 1 “Лёвушка”
Населённый пункт: Кемеровская область, г.

Киселевск
Наименование материала: Конспет культурной деятельности
Тема: Экспериментальной деятельности старшей группы “Зима”.Свойства воды, льда, снега.
18.01.

2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей

группе тема « Зима» Свойство воды, льда, снега.

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через

экспериментирование со льдом и снегом.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация,

Задачи:

Развивающие задачи:

расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в

природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни,

длинные ночи и т.д.);

Обучающие задачи:формировать умение детей в ходе

экспериментирования определять свойства льда и снега (белый,

бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в

воде; тают в тепле); учить детей выдвигать гипотезы и проверять их

опытным путем; обогащать словарный запас детей;

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментальной

деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность,

желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями;

рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Оборудование: две тарелки; по два стаканчика с водой на каждого ребёнка;

цветные полоски; краски синяя, зелёная; мисочки для снега; цветные

бусинки; костюм Зимы (для взрослого); костюм снеговика (детский);

карточки с зимними развлечениями; мольберт; карточки с приметами всех

времён года; магниты.

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

– о каком времени года это стихотворение?

-назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас?

-какой будет? какой был?

2. Игра.

Давайте с вами поиграем в игру «Зимние слова». Дети, вам нужно хлопать в

ладоши, если услышите слова связанные с зимой. (Снежинка, тепло, Новый

год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад,

Снегурочка, лыжи и т. д.) .

Ребята посмотрите картинки (воспитатель обращает внимание детей на

мольберт), здесь мы видим, как мы зимой веселимся.

В какие игры мы

играем зимой?

3.Скажите, а вы любите отгадывать загадки?

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)

Физкульминутка «Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

Дети под музыку выполняют ритмические движения.

А теперь мы как настоящие учёные будем заниматься исследовательской

работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-

исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших

исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема

научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты

наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств

снега и льда, ).

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как будем освобождать бусинки

из ледового плена.

Детей:

Воспитатель: Правильно, давайте несколько бусинок поставим около

обогревателя, несколько бусинок над батареей, несколько положим в таз с

горячей водой. Посмотрим, где быстрее всего растает лёд?

Воспитатель: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять

превратился в воду?

Дети: Нагреть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи

между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Дети проходят за столы.

Опыт 1. Определение цвета.

Какого цвета снег?

Дети: Белого.

А лёд?

Дети: Бесцветного.

Опыт 2. Определение прозрачности.

Дети положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета

стал лёд?

Дети: Красного.

Положите под снег. Что вы видите?

Дети:

Теперь положите под лёд синюю полоску.

Вывод. Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.

Опыт 3. Определение качества снега и льда.

У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала

посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите,

какой он?

Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель: Возьмите в руки снег. Какой он?

Вывод. Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд

тяжёлый, твёрдый.

Опыт 4. Определение прочности.

Ребята возьмите горсть снега и нужно высыпать её на тарелочку. Как можно

назвать это свойство снега?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним

случилось?

Дети: Он раскололся, он хрупкий.

Опыт 5. Тонет, не тонет.

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?

Дети: снег тает в воде, а лед плавает на поверхности

А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в

другой стаканчик – лёд.

Вывод. Лёд и снег не тонут.

Опыт 6. Ребята пришло время проверить, что стало с бусинками,

освободились ли они от ледяного плена?

Дети проверяют все бусинки и делают вывод, что в горячей воде все они

оттаяли.

Воспитатель: предлагает детям все бусинки поместить в горячую воду.

Ребята, давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под воздействием тепла

превращается в воду.

Лёд – это замёрзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под

воздействием тепла превращается в воду.

Воспитатель: Спрашивает у ребят про бусинки. И как им удалось с таким

трудным заданием справиться?

Дети: Лёд растаял в горячей воде и бусинки освободились от ледяного

плена.

Воспитатель: Ребята большое вам спасибо. А за то, что вы такие молодцы

я принёс вам угощение – леденцы!

Опыт 7. Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его

оставить в группе?

Дети: нет

У меня для вас есть небольшой сюрприз. Сейчас попробуем сделать

искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8.Итог занятия

Игровая деятельность детей с искусственным снегом

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6507

Опытно-экспериментальная деятельность

НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экспериментирование со снегом и льдом

Авторы: воспитатели Закирова Ляюзя Мавлимовна, Савюк Раиса Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования г. Ноябрьск Тюменской области.

Пояснительная записка

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.

) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1.

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.5.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.

) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1.

Постановка исследовательской задачи.2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.4. Уточнение плана исследования.5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:1. Место для постоянной выставки.2. Место для приборов.3. Место для выращивания растений.4. Место для хранения природного и бросового материалов.5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1.

Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.3. природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1.

Бусинки, пуговицы.2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.3. Пластиковые бутылочки разного размера.4. Разноцветные прищепки и резинки.5. Камешки разных размеров.6. Винтики, гайки, шурупы.7. Пробки.8. Пух и перья.10. Фотопленки.11. Полиэтиленовые пакетики.12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.13. Спилы дерева.14. Вата, синтепон.15. Деревянные катушки.16. Киндер-сюрпризы17. Глина, песок.18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.

)Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).4. О способах исследования объекта.5.

О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко-далеко; мягкий – твердый – теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий – тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы

1.

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург, 1995.3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.

: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).

Скачать конспект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/eksperimentalnaya-deyatelnost.html

5 ИДЕЙ ДЛЯ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СО СНЕГОМ

НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экспериментирование со снегом и льдом

Отличные идеи для научных опытов, которые можно провести только зимой, потому что все они связаны со снегом! Вот 5 интересных опытов, которые не только внешне впечатляют ребенка, но и замечательно развивают научное мышление.

Прежде чем перейти к опытам со снегом, можно рассказать детям о том, что же такое снег с точки зрения науки. В этом помогут книги и познавательные видео, но если нет возможности читать и смотреть, можно ограничиться самыми простыми общеизвестными сведениями: снег – это атмосферные осадки в виде мелких кристалликов льда.

Он образуется при холодных температурах в атмосфере, когда очень маленькие капельки воды (водяной пар) в облаках притягиваются к мелким пылинкам и замерзают. Кристаллики падают вниз на землю и в полете увеличиваются в размерах за счет влаги из воздуха.

Структура кристалла воды, находящегося в основе снежинки, имеет форму правильного шестиугольника и поэтому у снежинки может быть только шесть лучей. Белый цвет снежинкам придает воздух, который заключен внутри.

Его очень много в снежинках (и в снежном покрове соответственно) – 95%, благодаря этому снежинки очень легкие и падают на землю довольно медленно, а выпавший слой снега выглядит толстым, ведь плотность снега из-за воздуха внутри очень низкая.

Можно еще удивить детей, рассказав им, что самые большие снежинки на землю выпадали в январе 1887 года и 1971 года. В первый раз размеры снежинок были около 38х20 см, во второй – 20х30 см.

Ну а теперь пора на улицу – за снегом для опытов!

1|| Какие бывают снежинки

Если вам повезет, и в вашем городе пойдет снегопад в безветренный день, выходите на снежинковую охоту. В дом снежинки не занести, поэтому опыт может состояться только на улице. Захватите лупу, фотоаппарат, темную ткань или темную цветную бумагу.

Подставляйте материю под снежинки – падая на нее, они будут дольше держаться и не таять (если вы будете ловить снежинки варежками, то они быстро растают от тепла ваших рук).

Рассматривайте снежинки под лупой, фотографируйте при многократном увеличении или в режиме макросъемки, чтобы потом дома зарисовать самые красивые образцы снежинок в свой дневник наблюдений за природой.

В научной среде считается, что двух одинаковых снежинок не существует. Первым такой вывод сделал Кеннет Либбрехт, он очень много наблюдал за снежинками и создал самую большую фотоколлекцию снежинок в мире. Посмотрите на те снежинки, которые поймаете вы – вдруг (ну мало ли!) вам удастся увидеть близнецов! А если нет – то, значит, теория Либбрехта по-прежнему неопровержима.

2|| Сколько в снеге воды?

Помните, мы сказали в самом начале, что в снеге содержится до 95% воздуха? Это очень легко показать ребенку на примере вот такого простого опыта. Наберите во дворе литровую банку снега. Сразу же отметьте маркером уровень набранного снега. Теперь идите в дом продолжать эксперимент.

Запишите в научный дневник время начала наблюдения и величину снежного «столба» в сантиметрах. Теперь оставьте снег таять. Посмотрите через час насколько снег уменьшился в банке, снимите новые замеры (время и высоту снега в сантиметрах).

Как только он растает, измерьте – сколько получилось в банке воды? Запишите время и высоту теперь уже водного «столба».

Детей впечатляет этот простой опыт, демонстрирующий то, насколько много в снеге воздуха! И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания опыта. Литр снега не равен литру воды.

В этом эксперименте можно обратить внимание маленьких детей на то, почему именно тает снег, как много времени ему требуется, чтобы растаять, с детьми постарше можно вычислить скорость таяния снега (для этого расчета мы снимали показания через час с начала эксперимента).

А еще воду от снега можно рассмотреть в микроскоп (буквально капельку). Если вы брали снег с чистых горных вершин, то вода наверняка будет чистой, но если этот снег с обычной городской улицы, то вас ждут сюрпризы в виде примесей и грязи в воде.

У многих детей вид грязной лужи от снега навсегда отобьет желание его пробовать на вкус.

3|| Какая температура под снегом?

В сказке Мороз Иванович показывал Машеньке чудо: под его снеговой периной росли цветы и было им тепло. Детей удивляет, что под снегом растениям и мелким животным может быть тепло даже в 30-градусный мороз. Как так? Ведь снег холодный! А вот насколько снег холодный – давайте выяснять с уличным градусником.

Температуру самого снега измерить довольно легко: просто воткните термометр в ближайший сугроб. Скорее всего, температура поверхностного снега будет такой же как окружающий воздух (благодаря теплообмену).

А вот температуру под большим полуметровым сугробом измерить будет сложнее, без помощи взрослого не обойтись. Постарайтесь поместить градусник как можно глубже в сугроб, к самой почве. Оставьте на 10-20 минут и вытаскивайте.

Чтобы не потерять градусник и не перекапывать весь сугроб, заранее привяжите к градуснику длинную веревочку с яркой шерстяной кисточкой или лоскутком ткани на конце. Кисточку оставьте снаружи сугроба, чтобы вы ее могли без труда увидеть.

Потом просто осторожно вытяните градусник из сугроба. Вас впечатлит разница между температурами поверхности снежного покрова и его нижнего слоя! Не забудьте зафиксировать данные вашего опыта.

Агрономы знают, что при температуре воздуха до -30С и высоте снежного покрова около 30 см температура у земли, как правило, не опускается ниже -10С. Если снега еще больше, например, высота снежного слоя 40 см, то у земли температура будет в пределах -5С.

Но плюсовой температуры, конечно, под снегом не бывает, несмотря на это некоторые растения действительно растут под ним, набираются сил, готовясь первыми появиться весной! Если снег рыхлый, насыщенный воздухом, то под ним даже в 45-градусный мороз может сохраняться температура не ниже -8С!

Если по каким-то причинам нет возможности провести такой опыт на натуре, посмотрите видео.

4|| Как окрашивается снег?

Снег можно покрасить обычными пищевыми красителями и понаблюдать, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.

Если погода позволяет, проведите этот опыт на улице, а затем дома и сравните – одинаково ли ведет себя краситель при отрицательных и положительных температурах? Попробуйте окрашивание снега разными цветами, например, основными, и посмотрите, будут ли они смешиваться в процессе таяния снега.

5|| От какой соли снег тает быстрее?

Если ребенок еще не знает, удивите его – снег тает быстрее, если посыпать его солью. На дорогах и тротуарах коммунальные службы посыпают скользкие участки специальной смесью, в которую входит техническая соль.

Конечно, мы для своего опыта можем взять простую соль – поваренную, морскую – чтобы убедиться, что снег и правда тает быстрее, если его посолить.

Наберите снег в несколько емкостей, в одной из них оставьте контрольный образец, то есть, ничем не посыпайте, остальные посыпьте разными видами соли, какие у вас есть. Запишите время начала эксперимента. И наблюдайте. Какой образец начал таять быстрее?

Что же происходит? Дело в том, что снег начинает таять при 0℃. Но если посыпать снег солью, то температура его плавления понизится до -4С. То есть фактически соль заставит снег таять при минусовой температуре.

Идеи для опытов собирала Жанна Алибулатова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b68f4637f5fa100a9a9a4e4/5c2ed6e4871d9300abf8a134

Занятие в старшей группе (исследовательская деятельность): «Свойства льда»

НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экспериментирование со снегом и льдом

Цель:

  • продолжать расширять знания дошкольников о некоторых свойствах воды (при замерзании она превращается в лед), повышать познавательную активность детей в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, опытным путем доказать, что лед холодный, твердый;
  • выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной;
  • развивать речь, логическое мышление дошкольников, наблюдательность, внимание, воображение, умение делать выводы;
  • активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • воспитывать интерес к окружающему миру и экспериментированию.
  • Предыдущая работа:
  • наблюдение за льдом во время прогулок,
  • чтение стихов и загадок,
  • рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование:

  • воздушный шарик,
  • письмо,
  • компьютер,
  • 2 емкости с водой (горячая, холодная),
  • кубики льда на каждого ребенка,
  • молоточек,
  • ложки на каждого ребенка,
  • стаканы с водой,
  • кисточки,
  • краски,
  • игрушечный холодильник,
  • стаканы с водой на каждого ребенка,
  • фартуки.

Ход занятия в старшей группе детского сада

I Вступительная часть

1.Организационный момент.

Воспитатель. — Добрый день, малыши, дорогие мальчики и девочки. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Игровой момент. Воздушный шарик. (Слышен шорох)

Воспитатель. — Ребята, вы слышите, что это за шорох? (залетает шарик с письмом). Ой, это же шарик! А что это на нем такое? Это письмо. Давайте прочитаем и узнаем кто мог нам передать.

«Добрый день, дети группы «Смешарики»! Мы, жители сказочной страны Игрушек, слышали, что вы самые умные и сообразительные в своем детском саду и поэтому просим вас помочь.

У нас в стране с появился неизвестный, подозрительный о объект! Мы раньше его никогда не встречали и поэтому очень волнуемся! Мы вам вместе с письмом прислали образец подозрительного объекта. Помогите нам, пожалуйста.

Мы будем ждать от вас ответа. Спасибо!»

Мотивация

Ну что, ребята, поможем сказочным жителям разобраться с этим объектом?

II Основная часть

1. Беседа воспитателя с детьми о льде

Посмотрите на этот предмет и скажите, что вы думаете, что это может быть? (Дети выдвигают предположение, что это лед).

Да это лед. А скажите, когда мы можем его увидеть? (Зимой).

А где зимой можно увидеть много льда? (На реке, на пруду, на земле, где были лужи).

А почему именно зимой на реках, прудах с появляется лед? (Потому что сильные морозы и вода начинает замерзать).

Так, что же это такое лед? (Это замерзла вода).

Да, правильно, когда сильные морозы, то вода начинает замерзать и образуется лед. А как вы думаете, можно увидеть лед летом и где? (В холодильнике).

Да правильно. В холодильнике очень холодно и там может быть лед. Я хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм о том, что такое лед и как он образуется. Поэтому приглашаю вас к экрану, в комнату информации. Садитесь, пожалуйста, удобно и посмотрите сюжет.

2. Просмотр фильма на компьютере «Лед в природе»

Ну, что малыши, вы увидели, как появляется и где в природе существует много льда.

— Сегодня мы с вами поможем сказочным жителям исследовать лед. Скажите, как называются люди, которые проводят опыты? (Исследователи). А где можно проводить опыты? (В специальных комнатах-лабораториях). А давайте вспомним, как надо себя вести в лабораториях.

Правила поведения в лаборатории:

Нельзя громко разговаривать;

Нельзя трогать руками инструменты;

Проводить опыты только в специальной одежде;

Выполнять работу со старшим исследователем-воспитателем.

Воспитатель. — Молодцы, вспомнили все правила поведения в лаборатории. Ну а теперь, одеваем спецодежду-фартуки, и отправляемся в лабораторию.

Экспериментальная деятельность. В лаборатории исследователя.

Ну что, ребята, приглашаю вас в лабораторию №1, в которой мы проведем первый опыт.

Опыт №1. «Какой лед-теплый или холодный, твердый или мягкий?»

Предположение: Лед холодный и твердый.

Ход опыта

На столах у малышей тарелочки с кусочком льда. Дети касаются льда и утверждают, что лед холодный. Твердость проверяют, обследуя кусок льда на ощупь, ударяя по нему маленьким молоточком. Лед разбивается на маленькие кристаллики. Дети делают вывод.

Ну что, ребята, какой лед на ощупь? (Холодный и твердый). Давайте это запишем в виде рисунка-схемы. (Выставляю схему «Лед холодный и твердый»).

-А мы отправляемся в лабораторию №2, в которой проведем следующий опыт.

Опыт № 2. «Какого цвета лед?»

Предположение: цвет льда не зависит от цвета воды.

Ход опыта

Лед образуется от замерзания воды. Цвет льда определяется цветом воды. У вас на столах стаканы с водой и кисточки (смоченные в разные краски). Возьмите кисточки и подкрасьте воду.

А теперь давайте поставим их в холодильник и посчитаем: один, два, три, четыре, пять будем воду вынимать. Воспитатель достает из холодильника заранее заготовленный лед разного цвета.

Малыши рассматривают его и делают выводы.

Ну что, ребята, какого цвета у нас лед? (Такого как вода). Итак, мы с вами убедились, что цвет льда зависит от цвета воды. Давайте это запишем в виде рисунка-схемы. (Выставляю рисунок -схему «Цвет льда»)

-Молодцы, мои исследователи, но нам надо зайти в лабораторию №3

Опыт № 3. «Умеет ли лед плавать?»

Предположение: Лед тонет в воде

Ход опыта

На столах у детей емкости с водой. Дети берут ложкой кусочек льда и бросают его в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что лед легче воды. Дети делают вывод.

Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды). Давайте, запишите это в виде схемы. (Выставляю схему «Лед не тонет в воде»).

-Нас ждет комната для опытов №4, где мы проведем следующий опыт.

Опыт № 4. «В какой воде лед быстрее растает?»

Предположение: лед быстрее растает в горячей воде, чем в холодной.

Ход опыта

Дети, у нас на столе две миски с водой. Давайте обследуем, какая вода в каждой миске? Дети опускают пальчик в одну миску и в другую и делают вывод-в красной миске горячая, в синей-холодная. А теперь возьмите кубики льда и бросьте в горячую воду и в холодную. Посмотрите, в какой воде лед быстрее растаял-в горячей или в холодной? (В горячей) Ребята делают вывод.

Ну что, ребята, в какой воде лед быстрее растаял? (В горячей воде лед быстрее растаял, чем в холодной.).

Давайте поставим рисунок-схему «В горячей воде лед быстрее тает, чем в холодной»).

-Молодцы, дети, вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь, как настоящие исследователи, я приглашаю вас в зал заседания, где мы с вами подведем итог нашим опытам. (Дети садятся полукругом у доски со схемами и обсуждают каждую схему).

— Ребята, я сделала вот такие маленькие рисунки-схемы для сказочных жителей, которые расскажут им все о льде, и они больше не будут волноваться за этот предмет. Мы составим их в конверт, привяжем его к шарику, а он унесет его в страну Игрушек. (Привязываем конверт к шарику и выпускаем его через окно).

III. Заключительная часть

Итог. Рефлексия

Ну, что, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать сказочным жителям? (да).

А что вам понравилось больше всего?

Что было трудно?

Я надеюсь, что и вы и сказочные жители сегодня много интересного узнали о таком явлении как лед.

Ну а наше занятие подошло к концу. Спасибо всем гостям за внимание. До свидания.

Еще больше занятий в старшей группе смотрите здесь https://detivsadu.ru/zanyatiya-v-starshey-gruppe

Источник: https://detivsadu.ru/zanyatiya-v-starshey-gruppe/zanjatie-v-starshej-gruppe-issledovatelskaja-dejatelnost-svojstva-lda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.