Марк квинтилиан о воспитании оратора.

Марк Фабий Квинтилиан: биография, научная деятельность, высказывания

Марк квинтилиан о воспитании оратора.

Марк Фабий Квинтилиан (35 – ок. 100 г. н. э.) известен каждому, кто хотя бы раз сталкивался с риторикой и ораторским мастерством. Он был первым римским учителем-теоретиком, который получил жалование за свои достижения, а впоследствии завоевал славу великого оратора.

Краткая биография

Начав свою деятельность при школе, организованной императором Титом Флавием Веспассианом, выдающийся оратор Марк Фабий Квинтилиан стал уважаемым профессором и гласом высшего римского общества. По мнению историков, он был ярым поклонником творчества Цицерона, но при этом смог полностью изменить литературный стиль своего времени.

Поэтами рождаются, ораторами становятся!

В этом и заключается суть его учений. Главное правило оратора – встать на путь правил и наставлений. Здесь недостаточно родиться с даром красноречия, необходимо уметь с ним управляться. Оратор создает правила выбора слов, логично располагает их в предложениях, отбрасывает неуместные детали и доносит истинный смысл до своих слушателей.

“Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как? Почему?” – вот таким образом выглядит модель, созданная риториком. И до сих пор его рекомендации о том, как правильно строить предложения, используются во многих профессиях в настоящее время.

По Квинтилиану, оратор – мудрец, несущий истину народу. И для истины мало обладать необходимыми природными данными. С этикой, умеренностью и логикой они в совокупности дают тот самый результат.

Риторика Квинтилиана

Изучив огромное количество древнегреческих и некоторых римских трудов, Марк Фабий Квинтилиан разделил риторику на 5 постулатов. Виды речи он подразделяет на похвальные и порицательные, судебные речи и рассуждения.

Одним из самых важных моментов речи, по его мнению, является интонация, которая может направить речь течь в правильное русло. То же самое касается жестикуляции и умения вовремя остановиться. Эти качества помогут вызвать смех, ужас, сожаление, сочувствие – весь спектр человеческих эмоций, которые способны вызвать симпатию у публики или убедить судей, когда оратору будет угодно.

Марк Фабий Квинтилиан о воспитании оратора

Нет неспособных детей, но необходимо принимать во внимание личные качества и способности каждого из них. Именно такой подход использовал Квинтилиан, обучая своих учеников. Он придерживался трех основных ступеней, говоря о том, что детей сначала нужно научить подражанию и необходимым правилам, а затем только давать возможность упражняться.

Индивидуальное обучение он не признавал. По его мнению, именно нахождение в обществе позволяет человеку взять под контроль самого себя. В дружеских отношениях нет места материальному убеждению, поэтому добиться своего можно лишь словом и делом.

От телесных наказаний нужно отказаться. Самое главное для ребенка – как можно раньше обрести свое “Я”. Хорошие отношения между учеником и учителем – залог трудолюбия. Изучение грамматики и чтение правильных книг помогут в умственном развитии и нравственном воспитании.

Не стоит пренебрегать и чистописанием. Обучение нужно начинать как можно раньше, не важно, что поначалу дети смогут выучить немногое, зато год за годом, собирая крупицу за крупицей знаний, они достигнут желаемых высот.

От природы все дети имеют талант, но без должного воспитания его не раскрыть.

Произведения

В сочинения Марка Фабия Квинтилиана “Наставления оратору” вошло двенадцать книг, каждая из которых посвящена отдельному вопросу в рамках всей темы. Так, первый том рассматривает вопросы воспитания ребенка (мальчика) родителями. Во втором раскрывается суть обучения в риторической школе.

С третьего по девятый Квинтилиан рассказывает о теории ораторского мастерства. Десятый анализирует полезные для будущего оратора произведения.

В одиннадцатом приведены ораторские приемы, а двенадцатая книга подводит итог всей работе, составляя образ идеального оратора – человека высокой нравственности и морали с широким кругозором и гибким умом.

Он создал данный цикл книг благодаря уговорам своих учеников и товарищей.

Ссылаясь на то, что и до него было создано достаточно трудов на эту тему, Марк Фабий долгое время не хотел браться за работу, но в конечном итоге он решил, что никто кроме него не сможет собрать, систематизировать и описать все необходимые моменты, которые важны для обучения. Так и был создан великий труд, в основу которого легла важность единства безукоризненного стиля и содержания.

Основные правила

Речь должна полностью раскрывать смысл и нести истину, но не быть продолжительной сверх меры. В ней должны присутствовать слова, которые ее оживят, но не перегрузят.

Оратор должен обладать бойким и смелым словом, но при этом не оскорбительно дерзким. Оратору необходимо поставить три цели, которые определят направление речи: убеждение, услаждение, увлечение.

Нельзя говорить о том, о чем не имеешь ни малейшего представления, ведь тогда слово станет далеким от действительности.

Никакие правила и наставления не могут существовать без таланта. Верно и обратное. Речь – это материал, данный человеку от природы, но без умения человека ею владеть она превращается в пустой звук, который не достоин внимания.

Теория и практика тесно взаимосвязаны. Нет смысла что-либо изучать, не имея возможности применять свои знания. Практика без теории может существовать, так как необходимый материал приобретается по мере накопления опыта, но наибольший эффект достигается только при их грамотном сочетании.

Подражание должно стать инструментом оратора в совершенствовании своих навыков, но ни в коем случае не стать целью. Изучая высказывания древних мыслителей, можно научиться правильному, благородному стилю изложения мысли.

Хоть ораторское и писательское искусства и отличны друг от друга, цитирование значимых произведений может показать глубину знаний оратора, что гораздо больше привлечет внимание и поможет убедить слушателей, но только оно достойно использования.

Заимствование мыслей и бесконтрольное подражание начисто лишат оратора его индивидуальности.

Полное собрание всех двенадцати книг Марка Фабия Квинтилиана сохранилось и до наших дней, чего нельзя сказать о первом его сочинении, от которого осталось лишь название.

Заключение

“Наставления оратору” – это фундаментальное произведение по риторике.

Цитаты Марка Фабия Квинтилиана широко используются как в педагогике, так и в публицистике и полностью раскрывают содержание сути ораторского искусства, начиная от самого раннего детства и заканчивая превращением в мастера своего дела.

Дойдя до настоящего времени, упражнения, советы и правила построения речи находят свое применение во многих сферах современной жизни. Именно так великий мастер слова продолжает обучать молодых ораторов и по сей день.

Источник: https://FB.ru/article/433483/mark-fabiy-kvintilian-biografiya-nauchnaya-deyatelnost-vyiskazyivaniya

Марк Фабий Квинтилиан: о воспитании оратора

Марк квинтилиан о воспитании оратора.

Пожалуй, любого человека, связавшего свою жизнь с ораторским искусством, а, тем более, начинающих ораторов, беспокоит вопрос, как можно стать поистине выдающимся и непревзойдённым мастером красноречия. И что же может быть в этом вопросе лучше, чем, рекомендации и советы от настоящего Учителя ораторского искусства?

Да, нет сомнений в том, что и в нашем времени, и в минувших десяти- и столетиях можно найти великих людей, способных взбудоражить своими речами умы миллионов, но, как и во многих вопросах в нашей жизни, чтобы понять суть, нужно вернуться к корням. И если говорить об ораторском мастерстве, то его истоки следует искать в Древнем Риме, а именно – в трудах Марка Фабия Квинтилиана.

Для всех ораторов и просто охочих до интересных знаний людей мы подготовили материал, в котором расскажем о том, кто же такой Квинтилиан, и чему он учил.

Немного о Марке Фибии Квинтилиане

Марк Фабий Квинтилиан – римский учитель красноречия (ритор), а также автор самого полного учебника по ораторскому искусству, который дошел до человечества с античных времён, под названием «Наставления оратору».

Данный труд был обязателен для изучения во всех школах Рима, как и сочинения Цицерона.

Квинтилиана считают не только человеком, выразившим вкусы высшего общества Рима, но ещё и реформатором литературного стиля, первым профессиональным учителем, который основал государственную школу, и первым классиком гуманной педагогики.

Труд Квинтилиана «Наставления оратору» был написан в двенадцати томах. Это очень продуманная работа, в которой систематизирован огромный объём знаний по ораторскому искусству, а также обобщён собственный опыт автора. Собственно, об идеях Квинтилиана мы и поговорим далее.

Квинтилиан о воспитании оратора или основные идеи «Наставлений оратору»

Для начала отметим, что сам Квинтилиан говорит о труде оратора, что тот очень разнообразен и обширен, и сказать о нём всё просто невозможно. Однако в своей работе он предпринимает попытки изложить всё самое важное из традиционных правил.

Итак, по аналогии с Цицероном, Квинтилиан рисует образ оратора, как мудреца, совершенного как в своих нравах, так и в знаниях и качествах, необходимых для красноречия.

Говоря о воспитании будущего оратора, он говорит, что воспитывать его нужно с детских лет, и его учителя – родители, кормилицы и дядьки – должны учить его должным образом.

В «Наставлении оратору» содержится огромнейшее количество методических рассуждений на тему обучения в детстве: учение должно представлять собой забаву, материал должен запоминаться учеником сознательно, и заниматься ученик должен обязательно чтением вслух и чистописанием.

Учитывая то, что речь оратора должна быть красивой, ясной и правильной, он должен изучать грамматику и эталонных ораторов, прозаиков и поэтов, а переходить к собственным сочинениям можно лишь после этого. Будущий мастер красноречия должен очень много знать – разбираться в музыке, философии, геометрии, произношении и других областях знаний.

Отдельная глава работы Квинтилиана посвящена и тому, как нужно работать учителю. Автор представляет систему особых упражнений, даёт рекомендации по чтению художественной литературы и речей именитых ораторов.

Квинтилиан считает, что риторические правила необязательно должны почитаться оратором как некие непреложные законы, ведь многое в них может изменяться, исходя из особенностей обстоятельств, ситуаций, времени и дел.

Кроме того, философ в своём труде отступает от уже ставших к его времени устоявшимися регламентов построения речей. Для него они представляют собой только руководство к действию, но не догмы – правила не должны ограничивать оратора в возможности быть самостоятельным.

Автор приравнивает строгие ограничения к предписаниям полководцу, как ему располагать войска, но располагать их нужно так, как требует обстановка, а не шаблонно.

Точно так же и в речах – оратор должен понимать сам, нужно выступление или нет, должно оно быть пространным, обращённым ко всем или к кому-то лично, требуется употреблять одну фигуру речи или другую, делать выступление длинным или коротким, непрерывным или разделённым на части и т.д.

Также важно сказать и о том, что Марк Фабий Квинтилиан разделяет риторику и речи на особые части, что в воспитании оратора также должно учитываться.

Разделение Квинтилиана риторики и речей

Согласно Квинтилиану, риторика может быть разделена на пять частей:

  • Изобретение
  • Расположение
  • Изложение
  • Память
  • Произнесение

Целями же оратора должны быть поучение, возбуждение и услаждение, однако не каждая речь может преследовать все три цели.

Таким образом, выделяются три типа речей:

  • Доказательный тип – связан, главным образом, с похвалой и порицанием: надгробными речами, речами в суде и т.п. Особого внимания, украшения и распространения требует именно похвала, которая может быть применена к людям, богам, городам и любым предметам.
  • Рассудительный тип – основная его задача состоит в предоставлении советов, например, на народных собраниях или на выступлениях в Сенате. Важное место в таких речах занимает положительное мнение общественности об ораторе. А сам он, учитывая то, что говорит о таких вещах как война, мир, пособия, подати и т.д. должен владеть информацией о нравах горожан и силе государства.
  • Судебный тип – предназначается для обвинения или защиты. Данный тип речи состоит из пяти элементов: вступление, повествование, доказательство, опровержение и заключение. Естественно, автор объясняет и суть применения этой схемы.

Будущий оратор должен знать, что в заключение речи необходимо прибегать к возбуждению страстей, и то, насколько ему это удаётся, говорит о его красноречии и успехе. В особенности это касается судебных дел, где результат зависит как от доказательств, так и от способности оратора убеждать слушателей и судей, оказывая на них эмоциональное воздействие.

По словам Квинтилиана, оратор должен избегать в своих речах высокопарности, пышности и высокомерия, но говорить кротко и скромно. Достаточно даже того, что оратор будет просто говорить выразительно, приятно и точно.

Страсть, в свою очередь, является выражением соболезнования, гнева, негодования, страха и ненависти. В итоге ритор заключает, что верх красноречия касаемо возбуждения страстей заключается в том, чтобы оратор сам был ими движим.

Всё это говорит о том, что Квинтилиан отводит в ораторском искусстве особую роль именно психологическому аспекту.

Что значит быть красноречивым?

Искусство красноречия, согласно Квинтилиану, состоит, прежде всего, в том, чтобы, всё, о чём думает оратор, могло быть выражено словами и донесено до слушателей. Исходя из этого, слова оратора должны не только быть чисты и ясны, но и соответствовать его намерению, а также быть грамотно, правильно и красиво расположены.

Однако если человек умеет говорить ясно и исправно, как утверждает Квинтилиан, это ещё не означает, что он оратор. Основное отличие оратора от простого человека, умеющего говорить, состоит в красоте и изяществе речей, т.к. именно это способно приносить удивление и удовольствие.

И, рассуждая на эту тему, Квинтилиан ссылается на Цицерона, говорящего о том, что красноречие, которое не вызывает удивления, не может считаться красноречием. Но любое украшение речи должно соотноситься с целью и предметом речи, а также брать во внимание аудиторию.

Здесь также говорится, что оратор должен учитывать два важнейших момента, заключающихся в создании рода слововыражения и произнесении речи.

По этой причине нужно знать, что должно быть в речи возвеличено или унижено, что должно быть произнесено со стремительностью или скромностью, что может быть забавным, а что – важным, что должно быть кратким, а что – пространным.

Идеи Квинтилиана на самом деле бесценны, но невозможно изложить в маленьком тексте даже небольшую часть основных положений такого великого труда как «Наставления оратору», да ещё и написанного в двенадцати томах.

Однако уловить самую суть можно – оратор должен воспитываться так, чтобы стать всесторонне развитой, умной, адекватной и зрелой личностью, а для этого мало одного только умения грамотно и красиво изъясняться.

Именно об этом во всех деталях и подробностях рассказывает Марк Фабий Квинтилиан.

Квинтилиан, наряду с самыми видными теоретиками красноречия и ораторами Древнего Рима и Древней Греции, смог познать тайны слова и сделать неоценимую работу по расширению границ его познания и обоснованию теоретических и практических принципов ораторского искусства, беря за основу свой опыт и анализируя непревзойдённые речи знаменитых ораторов своей и прежних эпох.

«Наставления оратору» — это поистине величайший труд, который без тени сомнения можно назвать настоящей жемчужиной исследования искусства красноречия. И никто, ни до, ни после Квинтилиана не создавал подобных работ, где так тщательно и подробно представлен теоретический анализ ораторского мастерства.

Если у вас есть задача взрастить себя как истинного мастера слова, то «Наставления оратору» — это наставления вам!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA-%D1%84%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD/

Марк Фабий Квинтилиан воспитание оратора

Марк квинтилиан о воспитании оратора.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Факультет Экономикаи финансы

Кафедра Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Доклад

Подисциплине Риторика

Тема: Марк Фабий Квинтилиан «воспитаниеоратора»

Выполнил:СтуденткаТамбовцева Е.А.

ГруппаЭСс 1.1/0-10

ПроверилМитинА.В.

Москва2010 г.

Знаменитыйримский ритор МаркФабий Квинтилиан (35 – 100 г. н.э.)– автор самого обширного античногоучебника „Риторические наставления”написавшего в двенадцати книгах. ТрудКвинтилиана строго продуман.

Онсистематизирует все накопленные к еговремени знания по искусству оратора иобобщает собственный опыт преподавателяриторики и судебного адвоката.

В этойработе философ отмечает, что труд оратораобширен и разнообразен, и никогда о немне сказано все, тем не менее, он попытаетсяизложить из традиционных правил самоелучшее, а кое-что неважное изменит,кое-что добавит или отбросит.

Квинтилианрисует образ идеального оратора,продолжая разрабатывать эту тему вследза Цицероном: “Итак, да будет оратортаков, чтоб его по справедливости можнобыло назвать и мудрецом; не толькосовершен во нравах (ибо сего, по мнениюмоему, хотя другие иначе думают, еще недовольно), но совершен и во всех знаниях,во всех качествах, потребных длякрасноречия”.

В этой книгеКвинтилиан рассказывает о воспитаниибудущего оратора. Будущего ораторадолжны воспитывать с детства, на неговлияет окружение (кормилицы, родители,дядьки), учителя, которые должны хорошоучить.

Эта книга содержит методическиерассуждения об учении в детском возрасте:учение должно быть забавою, ребеноксознательно должен запоминать материал,заниматься чистописанием и чтениемвслух. Речь должна быть правильна, яснаи красива.

Для этого необходимо изучатьграмматику и образцовых ораторов,поэтов, прозаиков, затем переходить ксобственным сочинениям. Будущий оратордолжен знать очень много, в том числефилософию, музыку, геометрию, произношение.

Вторая глава посвящена методике работыучителя, в частности говорится о системеупражнении, даются рекомендации длячтения художественных произведений иречей известных ораторов. „Следует лижестко придерживаться риторическихправил?” – спрашивает Квинтилиан. Онсчитает, что оратор не должен почитатьриторические правила за непременныезаконы.

В правилах может многое изменятьсясообразно делу, времени, случаю иобстоятельствам. Квинтилиан отходитот принятой до него в риторике жесткойрегламентации построения речи. Правилаявляются лишь руководством к действию,но не догмой, они не должны сковыватьоратора и лишать его возможностипроявлять самостоятельность.

Онсравнивает жесткие правила с предписаниемполководцу, как расположить войско. Новедь расположение войска зависит отобстановки. „Так и в речи надобно знать,нужно ли или излишне вступление, и притомкраткое, или пространное; обращать ливсю речь к судьям или и к другому лицу,употребив на то какую-либо фигуру;успешнее ли для защищаемого делаповествование короткое или длинное,непрерывное или разделенное на части…”.

По Квинтилиану,риторика состоит из пяти частей:изобретения, расположения, изложения,памяти, произнесения (или действия).Целиоратора– поучать, возбуждать, услаждать, хотяне всякая речь преследует все три.

Он выделяет,три рода речи оратора: доказательный,рассудительный и судебный.

  • Первый род – доказательный – касается похвалы и порицания: надгробные речи, иногда речи в суде (подсудимый имеет хвалителей), похвала может произноситься и в других случаях. Похвала особенно требует распространения и украшения. Может быть похвала богам, людям, а также городам и прочим предметам.

  • Второй род речи – рассудительный – имеет цель советовать (выступления в Сенате и народных собраниях). В этой речи большую роль играет доброе мнение об ораторе. Оратор говорит здесь о мире, войне, числе войск, пособиях, податях. Он должен знать о силе государства и о нравах граждан.

  • Третий род речи – судебный – имеет целью обвинение и защиту. Этот род состоит из пяти частей: вступления, повествования, доказательства, опровержения, заключения.

    Квинтилиан поясняет, как пользоваться этой схемой: „Оратор не должен думать, чтобы каждую из показанных мною – частей надлежало излагать в том же порядке: а прежде всего, надобно ему размыслить, к какому роду относится дело, в чем оно содержится именно, что может споспешествовать ему и что повредить; потом, что утверждать и что отвергать должно; после, каким образом повествовать приличнее (ибо повествование есть приготовление к доказательствам, и не может быть полезно, ежели предварительно не узнает оратор, какие точно доводы выставить ему нужно); наконец, подумать о снискании благосклонности от судей. Ибо, не обозрев всех частей, сущность всего дела, нельзя нам знать, в какое расположение духа привести их для нашей пользы /…/”. Расположение частей, как видим, зависит от многих моментов.

ОднакоКвинтилиан предупреждает, что эторасположение свободно лишь относительно.Нельзя, например, вступление помещатьв конце речи.

В заключениеречи оратора, Квинтилиан говорит овозбуждении страстей, в чем и проявляетсясила красноречия, (или успех оратора),особенно в судебном деле, зависит нетолько от доказательств, но и от того,насколько он сумеет убедить слушателей(а в суде – судей), воздействуя на нихэмоционально. „…

Речь оратора должнабыть скромнее, кротка, без всякоговысокомерия, пышности и даже без всякойвысокопарности. Довольно и того, еслибудем говорить выразительно, точно,приятно, вероподобно. Для сего-то иприличен здесь наиболее слог речисредний”.

Страсть же – это выражениегнева, ненависти, страха, негодования,соболезнования. „Итак, верх красноречия,сколько судить могу, состоит, относительновозбуждения страстей, в том, чтобы мысами были ими движимы совершенно”.

Как видим, психологическая сторонаораторской речи занимала в работеКвинтилиана немалое место, что, впрочем,было продолжением и развитием идейгреческих и римских предшественниковавтора.

Бытькрасноречивым есть не что иное, каквыражать словом все то, о чем мы думаем,и сообщать слушателям. Поэтому словадолжны быть ясны, чисты, соответствоватьнашему намерению и они должны бытьправильно, красиво и пристойно расположены.Но говорить исправно и ясно, по мнениюКвинтилиана, еще не значит быть оратором.

Оратора отличает изящество и красотаречи, ибо они приносят удовольствие иудивление. И здесь автор ссылается наЦицерона, который писал: „Красноречие,которое не внушает удивления, я непочитаю за красноречие”. Однакоукрашение должно быть сообразно спредметом и целью речи, должно учитыватьаудиторию.

Переносные слова, которые иукрашают речь, должны рассматриватьсяв связи с целой речью. И здесь он говорито целом тексте, об украшении целой речи.Он замечает, что необходимо иметь в видудва главных момента: придумать родслововыражения и произнести речь.

Дляэтого необходимо знать, что нужно намв речи возвеличить или унизить, чтопроизнести стремительно или скромно,забавно или важно, пространно или кратко.

Виднейшиеораторы и теоретики красноречия ДревнейГреции и Древнего Рима, включая иКвинтилиан, смогли проникнуть в тайныслова, расширить границы его познания,выдвинуть теоретические и практическиепринципы ораторской речи как искусства,основываясь на собственном богатомопыте и на анализе многочисленныхблестящих речей известных ораторов.Труд Квинтилиана – вершина исследованияораторского искусства. Ни до, ни посленего не было работ, которые с такойтщательностью давали бы теоретическийанализ красноречия.

Источник: https://works.doklad.ru/view/rcl3vwPSNUs.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.