Ежедневное планирование режимных моментов в средней группе. Режимные моменты первой половины дня для средней группы

Режимные моменты в средней группе: организация и проведение, пример планирования первой половины дня

Ежедневное планирование режимных моментов в средней группе. Режимные моменты первой половины дня для средней группы

Пока ребенок находится в детском саду, его жизнедеятельность протекает в соответствии с регламентированным распорядком.

Чередование учебных занятий и подвижных игр, отдыха и активного бодрствования помогает избежать нервного переутомления малышей.

В зависимости от возраста, дети осваивают те или иные навыки самообслуживания, учатся культурному общению. В этой статье мы рассмотрим особенности проведения режимных моментов в средней группе.

Основные принципы организации

Важно, чтобы ребенок в детском саду не только развивался, но и удовлетворял свои потребности в активных движениях, еде, своевременном отдыхе и т. д. Планирование режимных моментов в средней группе основано на исследованиях детской физиологии. Учитываются возрастные особенности воспитанников.

В основу режима положены следующие принципы:

  • Ритмичность. Виды деятельности сменяются в соответствии с внутренними циклами, свойственными ребятишкам 4-5 лет.
  • Цикличность. Постоянный график приводит к формированию привычки, снимает нервное напряжение.
  • Чередование отдыха и активного времяпрепровождения. На протяжении дня подвижные забавы сменяются спокойными играми, учебные занятия – художественной деятельностью, бодрствование – сном.
  • Гибкость. Если ребенок устал, у него должна быть возможность уединиться. Если он проснулся слишком рано, его включают в тихие игры с книжками и игрушками.
  • Постепенность. Дошкольников не торопят, дают возможность довести начатое дело до конца самостоятельно.
  • Индивидуальный подход. Некоторым ребятишкам (например, новичкам) требуется дополнительная помощь, особое внимание. Воспитатель потихоньку включает их в общий ритм.

Планирование дня: первая половина

Пребывание ребенка в детском саду можно разбить на два периода. Первая половина дня – это время, предшествующее тихому часу. После него начинается вторая половина дня, заканчивающаяся уходом ребятишек домой.

Перечислим режимные моменты в средней группе (по ФГОС), проводимые в первой половине суток:

  1. Прием детей, самостоятельные игры (1 час 20 мин.).
  2. Зарядка (10 мин.).
  3. Завтрак (30 мин.).
  4. Образовательная деятельность, включая подготовку к ней и перерывы между занятиями (1 час).
  5. Прогулка вместе с одеванием (2 часа).
  6. Возвращение в группу (20 мин.).
  7. Обед (30 мин.).
  8. Дневной сон вместе с подготовкой к нему (2 часа 15 мин.).

Утренний прием

Согласно плану режимных моментов, в средней группе день начинается с прихода ребятишек в детский сад. Задача воспитателя – радостно встретить их и включить в интересные игры с товарищами. Некоторые малыши с трудом отпускают родителей. Их нужно отвлечь: разыграть сценку при помощи игрушек, показать распустившийся цветок, предложить поухаживать за растениями.

Хорошей традицией станет проведение утреннего круга. Он включает в себя следующие элементы:

  • Приветствие. Ребятишки обнимаются, стоя в кругу, радуются утру, говорят добрые пожелания, передавая “волшебный” предмет.
  • Игра (она может быть посвящена времени года, погоде за окном или направлена на создание хорошего настроения).
  • Обмен новостями. Дети рассказывают о любых событиях, случившихся с ними. Можно передавать игрушку по кругу или оформить эту часть как интервью, использовав игрушечный микрофон.
  • Планирование дня. Воспитатель рассказывает о том, чем займутся ребята сегодня, выслушивает их пожелания. Для выбранной ими деятельности выделяется 15 минут после полдника.

Зарядка

Чтобы дети окончательно проснулись, были бодрыми и активными, проводится утренняя гимнастика. Этот режимный момент в средней группе предусматривает обязательное включение бега, ходьбы с разными построениями (врассыпную, парами, гуськом), подскоков. Общеразвивающие упражнения чаще всего проводятся в кругу.

Темп должен быть бодрым, без долгих пауз. Его задает музыка. Воспитатель дает короткие и четкие объяснения в начале выполнения упражнений, сопровождая их показом. В этом возрасте надо учить детей двигаться в одном темпе, правильно держать корпус. В комплексе могут быть задействованы различные предметы: мяч, кегли, мягкие кубы. Менять упражнения стоит каждые 1-2 недели.

Режимный момент “умывание”

В средней группе у детей уже сформированы элементарные навыки самообслуживания. Они умеют мыть руки до локтя и лицо. Воспитатель следит, чтобы ребятишки подходили к умывальникам по очереди, не толкались.

Большое внимание уделяется аккуратности. Дети должны предварительно заворачивать рукава, не брызгать воду на стены и на пол, смывать мыльную пену под краном, тщательно закрывать его после окончания процедуры.

Вытирать руки надо своим полотенцем насухо, а затем вешать его на место.

Воспитатель рассказывает детям о важности личной гигиены, о микробах. Сделать процесс интересным помогут стихи и загадки, а также введение игрушечного персонажа, который не умеет умываться.

Дети должны знать, что руки моют после визита в туалет, а также после возвращения с прогулки, перед завтраком, обедом. Стоит обращать внимание и на аккуратность прически. Если после игр ребенок ходит растрепанный, воспитатель помогает ему причесаться, переплетает косички.

Нужно донести до детей, что нельзя пользоваться чужой расческой или полотенцем.

Одевание

Воспитатель старается создать спокойную, доброжелательную атмосферу во время проведения того или иного режимного момента. Детей средней группы нельзя торопить, когда они собираются на прогулку или готовятся ко сну. В то же время им не дают отвлекаться на игры или разговоры.

Ребятишек учат:

  • располагаться рядом с личным шкафчиком;
  • помнить о порядке надевания вещей, который можно повесить на стену в раздевалке;
  • самостоятельно справляться с пуговицами;
  • выворачивать одежду на лицевую сторону;
  • правильно обуваться, используя специальную ложечку;
  • аккуратно складывать вещи при раздевании;
  • чистить и сушить одежду, если это требуется.

Дошкольникам 4-5 лет не всегда удается завязать шнурки или застегнуть молнию. В таком случае они должны уметь вежливо попросить воспитателя о помощи и поблагодарить за нее.

Дежурство по столовой

Этот режимный момент в средней группе воспитывает у детей ответственное отношение к порученному делу, стремление заботиться о своих друзьях. Дежурные облачаются в фартуки и поварские колпаки, что создает дополнительную мотивацию. Каждый ребенок накрывает свой стол.

Количество обязанностей значительно увеличивается, по сравнению с младшей группой. Дежурные учатся правильной сервировке, раскладывают столовые приборы, в том числе ножи, расставляют хлебницы, чашки, блюдца, наполняют вазочки салфетками.

Их действиями руководит помощник воспитателя.

После обеда ребятишки убирают хлебницы, салфетницы и тарелки, сложенные стопкой, аккуратно сметают крошки, вдвоем сворачивают скатерть. Воспитатель постоянно подчеркивает важность такой работы.

Остальные дети, пообедав, благодарят не только повара, но и дежурных. При правильном подходе дошкольники с удовольствием выполняют подобную работу и к концу года справляются с ней без помощи взрослых.

Прием пищи

Важно, чтобы дети положительно относились к режимным моментам. В средней группе приему пищи предшествуют спокойные игры или уборка игрушек. Воспитатель может рассказать детям о вкусных блюдах, которые приготовили для них заботливые повара, загадать загадки про них. Все это возбуждает аппетит.

Ребятишки уже умело орудуют вилкой и ложкой. Их учат культуре поведения за столом. За него нельзя садиться с грязными руками. Спину необходимо держать ровно, есть аккуратно.

Некрасиво жевать, открыв рот, проливать суп или компот на скатерть, крошить хлеб. Если малыш испачкался, ему предлагают вытереться салфеткой.

По окончании еды все дружно задвигают стулья, благодарят обслуживающий персонал и дежурных, полощут рот.

Усвоить эти правила помогают специальные сказки, стихи, разыгрывание историй про невоспитанного мишку, который не умел есть аккуратно. Закрепить правильное поведение призвана похвала и поощрение воспитателя.

В режимные моменты включаются специальные занятия по математике, музыке, физкультуре, развитию речи, рисованию и т. д.

При этом учитываются следующие моменты:

  • Ребятишки пятого года жизни способны воспринимать новую информацию не более 20 мин.
  • До обеда проводятся 2 занятия. Пару раз в неделю после полдника можно поставить еще одно занятие (физкультура, театральный кружок, музыкальные игры).
  • Математика, а также развитие речи – предметы, предполагающие высокую нагрузку на интеллект малыша. Их нельзя совмещать в один и тот же день.
  • Математику лучше поставить в середину недели, чтобы в понедельник и пятницу не нагружать дошкольников.
  • Дети должны учиться, играя. Если занятие проходит за столом, в середине обязательно проводится занимательная физкультминутка. Между двумя уроками юным ученикам дают побегать 10 минут.

Прогулка

В холодное время года на этот режимный момент в средней группе отводится 4 часа. Летом дети гуляют целый день, заходя в группу только для еды или сна. Чтобы занять ребятишек, на улицу выносится инструментарий:

  • предметы для уборки участка (ведра, веники, лопаты, совки);
  • игрушки (мячи, наборы для песочниц, детские лопатки, кегли, скакалки);
  • маски или шапочки животных, необходимые для организации подвижных игр.

Традиционно на прогулке дети:

  1. Проводят наблюдения за различными осадками (снег, туман, дождь), растениями, насекомыми, птицами. Воспитатель обращает внимание на работу взрослых людей: дворников, строителей, водителей.
  2. Наводят порядок на участке: поливают цветы, собирают мусор, разгребают снег или складывают игрушки.
  3. Играют. При этом нужно учесть, что малыши еще не понимают смысла соревнований. Более уместны будут коллективные игры. В начале прогулки проводятся наиболее активные из них (2-3). За полчаса до возвращения в группу приходит время тихих забав. В неделю ребятишки знакомятся с 3-4 новыми играми.

Воспитатель оставляет время для самостоятельной деятельности детей. Во время нее проводится индивидуальная работа с отдельными воспитанниками.

Тихий час

Пока дошкольники посещают туалет, раздеваются и аккуратно складывают одежду на стульчиках, помощник воспитателя проветривает спальню. В период подготовки к тихому часу нельзя шуметь, ругать детей. Ребятишкам может потребоваться 20-30 минут, чтобы заснуть. Те, кто бодрствует, не должны мешать своих товарищам.

Настроиться на сон помогает спокойная музыка, колыбельная песня, добрая сказка. Взрослые должны постоянно находиться в спальне. Если ребенок внезапно проснулся, он должен вести себя тихо. Разрешается встать, сходить в туалет, попить воды.

Правильная организация режимных моментов в средней группе приводит к тому, что дети становятся более самостоятельными. У них появляется стремление к поддержанию порядка, вырабатывается привычка к вежливому общению с другими людьми. Все это – основы культуры, без которых невозможно формирование воспитанной личности.

Источник: https://FB.ru/article/383352/rejimnyie-momentyi-v-sredney-gruppe-organizatsiya-i-provedenie-primer-planirovaniya-pervoy-polovinyi-dnya

Режимные моменты

Ежедневное планирование режимных моментов в средней группе. Режимные моменты первой половины дня для средней группы

В этом разделе находятся сетки режимных моментов в разных группах детского сада. В меню с правой стороны расположены ссылки на конкретную сетку – по возрасту или программе. Ниже мы приводим рекомендации по самостоятельной подготовке плана по проведению режимных моментов.

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

При планировании работы желательно заранее указать, где будет осуществляться прием детей воспитателем: в группе, коридоре или на участке. Во время утреннего приема необходимо создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям.

Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям.

В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либо конкретное поручение. Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе или на участке.

Воспитатель проводит гимнастику, в плане записывается комплекс утренней гимнастики. Проводится организация умывания постепенно, небольшими группами детей.

Детям можно напомнить правила поведения – они должны закатать рукава, намыливание рук и прочие процедуры должны проводиться над раковиной, дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту в умывальной комнате. Нужно следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем и аккуратно вешали его на свое место после процедуры умывания.

Подготовка к завтраку, завтрак

Воспитатель должен отразить следующее: как накрыты столы к завтраку (дать оценку детям-дежурным). В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях.

Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

Игры и подготовка к занятиям

В плане должна быть указана планируемые виды деятельности – с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями. Организовать с детьми беседу об их семье. Перед занятием имеет смысл провести с детьми в игру средней подвижности – на ловкость или координацию.

Занятия

Проводится занятие согласно перспективному плану, программное содержание и цели занятия указываются в плане. Знания полученные на занятии могут быть закреплены на последующей прогулке – в виде наблюдения или беседы.

Подготовка к прогулке, прогулка

Методика и содержание работы с детьми по воспитанию у них навыков одевания и культуры поведения при этом процессе должны быть прописаны в плане. Детям дается подробная установка на предстоящую деятельность – группа должна быть преведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате.

Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания.

Образовательные задачи тоже должны быть отражены в плане: названия одежды и ее назначение, так же как и названия отдельных деталей одежды закрепляются в процессе одевания, идет активизация словаря на тему «Одежда». Организация прогулки.

Воспитатель берет на себя организацию интересной и разнообразной деятельности детей во время прогулки: дети должны быть ознакомлены с наличием игрушек и вспомогательного инвентаря, правилами обращения с ним.

В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности – дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. Проводится подвижная игра (название игры и её цели указываются в плане). Стоит привлекать детей к уборке участка.

Организовать с детьми наблюдения за живой или неживой природой (в плане указывается объект наблюдения). За 30 минут до конца прогулки воспитатель переводит детей на более спокойную деятельность – проводятся наблюдения, словесные игры или беседы. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность – от приведения участка в порядок до входа в группу. Дети должны ноги перед входом в детский сад, передвигаться тихо. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

См. пункт «Подготовка к завтраку, завтрак».

Подготовка к сну, дневной сон

В процессе подготовка ко сну воспитатель следит за дисциплиной: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей.

Воспитываются – бережное отношение к вещам, аккуратность, положительное отношение к дневному сну.

Проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, следить за положением рук – руки должны находиться поверх одеяла.

Подъем, воздушные, водные процедуры

См. пункт «Подготовка к сну». Воспитатель следит за дисциплиной и порядком одевания детей в спальне: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны громко шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной. Воспитатель помогает детям в случае затруднений. Воспитывается самостоятельность и аккуратность.

Игры, самостоятельная деятельность

См. пункт «Игры и подготовка к занятиям».

Подготовка к ужину, ужин

См. пункт «Подготовка к завтраку, завтрак».

Игры, прогулка, уход детей домой

См. пункты «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей». Родители должны быть проинформированы (в присутствии ребенка) об его успехах в группе, демонстрируются работы детей.

Воспитатель информирует родителей о проблемах и способах их решения. Отдельно стоит отметить момент ухода – необходимо напомнить ребенку о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем.

Воспитатель должен положительно настраивать детей на следующие посещения детского сада.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/category/rejim.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.