Диагностика мышления детей 4 5 лет. Диагностика мышления дошкольников

Содержание

Диагностика мышления дошкольников: методики????

Диагностика мышления детей 4 5 лет. Диагностика мышления дошкольников

Мышление одна из высших психических функций и начинает свое становление уже в 2-2,5 года. Формирование данного психологического процесса тесно связано с развитием речи. Какими методами можно изучить мышление дошкольников поговорим далее.

Содержимое

  • 1 Диагностика мышления дошкольников
  • 2 Методики диагностики мышления у детей дошкольного возраста
    • 2.1 Диагностика наглядно-образного мышления
    • 2.2 Диагностика творческого мышления
    • 2.3 Методики для диагностики творческих способностей дошкольников
    • 2.4 Творческое задание &#171,Три краски&#187,

Диагностика мышления дошкольников

В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.

Виды мышления, характерные для дошкольников:

  • наглядно-действенное (до 3 лет) – выражается в том, что узнавание свойств предмета происходит через физический контакт с ним,
  • наглядно-образное (от 3 до 5 лет) – в данный период малыш уже способен оперировать образами предметов, не имея их под рукой, заменять одни предметы другими в игре,
  • словесно-логическое (5–6 лет) – дети учатся оперировать абстрактными понятиями, без использования наглядных пособий, опираясь на рассуждения и доказательства.

В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.

Методики диагностики мышления у детей дошкольного возраста

Наглядно-действенное мышление диагностируется у дошкольников с помощью достаточно простых методик, таких как, например, доски Сегена, &#171,Почтовый ящик&#187, и др.

Методика &#171,Нелепицы&#187,

Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически.

Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.

Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, — он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.

Обведи контур

В качестве материала даются фигуры, лишь половина которых контуром отображена на рисунке. Задача — точно повторить левую половину изображения с правой стороны.

По итогам работы оценивается скорость ее выполнения, точность (контуры фигур изображены в тех же местах, что и с левой стороны, углы точно соединены) и аккуратность (линии нарисованы прямыми).

Высший балл получают дети, затратившие на работу менее 90 секунд, выполнившие свою половину изображения, точно повторяя образец. Самый низкий балл присуждается дошкольникам, выполнившим задание за более чем 150 секунд, если линии не прямые, а углы соединены неверно.

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор

В заданиях такого типа дошкольник должен найти недостающий фрагмент. Учитывая, что большая часть изображения дана, у ребенка должен возникнуть целостный образ, опираясь на который он может отыскать пропущенный фрагмент по принципу пазла. Существуют похожие задания, где приводится только часть изображения и нужно понять, какой цельный образ за ним скрывается.

Читайте еще: Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)

В данном виде заданий предлагается объединить предметы по образу и подобию или функционалу в группы или рассортировать по тем же признакам.

Например, даётся набор предметов, среди которых нужно найти то, что может пригодиться в школе или в походе, чем пользуется доктор или повар.

Также детей просят объединить рисунки в пары по их назначению (например, вилка + нож), цвету (помидор + клубника), форме (мяч + апельсин), взаимосвязи (пила + бревно) и др.

Задания на нахождение закономерностей

В таких заданиях даётся ряд с повторяющимися предметами, закономерность чередования которых нужно уловить (лист, цветок, лист, пропуск, лист) или ряд, где предмет изменяется по нарастающей и нужно угадать, как он будет выглядеть на определенном отрезке пути (круг &#8212, круг со стрелками &#8212, часы) и т.д.

Четвертый лишний

Задания содержат изображения предметов, среди которых нужно найти один лишний. Оставшиеся картинки нужно объединить под одним названием. Для детей трех лет это может быть набор: лиса, заяц, мяч, волк (лишний мяч, остальное — животные). Далее задание усложняется, например, даются рисунки: лиса, заяц, жираф, волк (лишний жираф, т.к. остальные животные живут в лесу).

Диагностика творческого мышления

Признанный факт: творчество — это больше процесс, чем конечный продукт. Творческий подход к делу означает постановку перед собой задачи и поиск способов ее наилучшего решения.

Именно поэтому человека с творческими способностями отличает сильная потребность к познанию нового. Высокий уровень познавательной активности начинает проявляться в раннем возрасте, когда ребенок только начинает познавать мир. Увидеть ее проявления легко, наблюдая за малышом:

  • эмоциональные реакции на новые игрушки, предметы, ситуации проявляются ярко и находят положительный отклик на изменения,
  • большой интерес проявляется к новым людям, способам поведения, знаниям,
  • высокая потребность к подражанию, повторению услышанных слов, действий.

Вопросы склонных к творчеству малышей могут быть неожиданностью для родителей и вызывать ступор, т.к. пытливый ум детей углубляется в интересующий вопрос. В 5 лет пытливые умы начинают проводить эксперименты, пробуя найти ответы самостоятельно.

Также в 5-6 лет растущий уровень потребности к познанию окружающего мира подталкивает малыша уже самого пытаться отвечать на собственные вопросы. Поиск решений задач производится планомерно и последовательно.

Ближе к младшему школьному возрасту у ребенка возникает потребность делиться своими открытиями с ближайшим окружением.

Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев, выявленных американским учёным П.Торренсом:

  • продуктивность,
  • гибкость,
  • оригинальность,
  • разработанность творческих идей и решений.

Для оценки творческих способностей детей дошкольного возраста применяются методики, дающие простор для фантазии, в процессе работы над заданием ребенок может проявить себя и раскрыть свой творческий потенциал.

Читайте еще: Развитие логического мышления дошкольников

alt: Диагностика мышления дошкольников

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой

В ходе исследования детей просят сочинить собственную сказку, потом оценивается ее продуктивность, оригинальность и вариативность. Низший балл получают участники, отказавшиеся от предложенного задания, пересказавшие известную сказку. Высший балл — дети, которым удалось самостоятельно придумать сказку и подробно ее изложить.

Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптация Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)

Методика содержит две фигуры (капля и боб), бланк с незавершенными контурами изображений и бланк с повторяющимися линиями, которые применяются для решения трёх задач (длительность выполнения каждой — 10 минут):

  1. &#171,Нарисуй картинку&#187, — для создания рисунка используются тестовые фигуры. Исходные формы можно дополнять нужными деталями, а далее нужно придумать название для получившейся картины.
  2. &#171,Незавершённые фигуры&#187, — ребенку предлагается представить, на что могут быть похожи 10 исходных незаконченных фигур. Каждая из них привязана к устойчивому образу, но чем креативнее созданное изображение, тем более творческим является мышление дошкольника. Каждой законченной картинке необходимо дать название.
  3. &#171,Повторяющиеся фигуры&#187, — дошкольнику даётся бланк, на котором изображены повторяющиеся парные линии. Из каждой пары линий необходимо создать рисунок. Для этого задания важно рисовать без повторений, придумывая разные изображения.

Оценка выполненных работ производится с учётом продуктивности, гибкости, оригинальности и детализации выполненных заданий.

Творческое задание &#171,Покажи, как двигается, говорит&#187,

В этой методике используются карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Для каждого из них ребенку необходимо придумать речь, манеру говорить, язык и способ движения.

После предъявления выстроенных образов происходит оценка: для высокого уровня творческого мышления характерна точность, целостность представленного образа и выразительность его предъявления, на низком уровне образ не передается точно и выразительно.

Творческое задание &#171,Три краски&#187,

Дошкольнику предлагают выбрать три краски, которые подходят друг другу, и заполнить ими лист целиком. Далее спрашивают, на что похож этот рисунок, что он напоминает ребёнку.

Если у дошкольника возникают трудности, разрешается добавить в рисунок недостающие детали. После распознавания образов, скрытых в рисунке, ребенку предлагают придумать к нему как можно больше названий.

Чем больше испытуемый может увидеть образов и придумать интересных названий для изображения, тем лучше развито его творческое мышление.

Благодаря этому упражнению можно не только проводить диагностику творческого мышления, но и развивать фантазию и художественное восприятие.

Творчество, как психологический процесс, многогранно, поэтому требует комплексную диагностику для получения достоверных результатов.

Заключение

Чем взрослее становится ребенок, тем сложнее становится организация его нервной системы. Для развития мышления ему нужна помощь взрослых, которые помогут ему познать этот мир. Поэтому следует как можно раньше начинать заниматься с детьми, формируя их интерес к окружающему миру.

Загрузка…

Источник: https://rucheyok.ru/rebenok/vospitanie/diagnostika-myishleniya-doshkolnikov

Диагностика воображения дошкольников методики: тесты, 4-7 лет

Диагностика мышления детей 4 5 лет. Диагностика мышления дошкольников

Владимир Кузьмич 21 ноября, 2019

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы вновь поговорим про развитие детей, а именно — про важность  воображения и фантазии. А также о том как проводиться диагностика воображения дошкольников и подробно рассмотрим   методики его тестирования.

Эти несложные тесты вполне подойдут не только воспитателям, но и родителям, в домашних условиях. Однако прежде чем говорить про методики, хотелось бы развеять некоторые заблуждения в отношении невероятного воображения якобы присущего всем детям.

Богатое воображение или..

На самом деле, существует достаточно распространенное убеждение, что именно маленькие дети самые большие фантазеры, их воображение безгранично, а мечты и вовсе что-то не доступное пониманию взрослого.

Так зачем же все это дополнительно развивать? Зачем будить «спящего медведя» и провоцировать появление воображаемых друзей и несбыточных грез?

Тем не менее, профессиональные педагоги-психологи предупреждают об опасности таких суждений. Так как дети, в большинстве случаев — это не маленькие музыканты, художники и поэты с богатой, красочной, живой фантазией.

Вполне возможно, рассказанная вами сказка будет занимать малыша несколько дней. Более того, он придумает множество вариантов развития событий. При этом игрушки оживут, элементарные предметы превратятся в фантастических животных и проч.

Но все перечисленные факты не говорят о развитом воображении, только о хорошей памяти и творческих задатках. И то и другое обязательно нужно дополнительно развивать.

Характерные черты

Итак, отличительные черты детских фантазий:

  1. Невозможность четкого разделения сказочного от реального. Поэтому-то дети и увлекаются вымышленными историями и персонажами. Для них сказка – это реальная история, она вполне может случиться и с самим малышом и с другом соседом.
  2. Представление различных сюжетов отличается необыкновенной яркостью. Это происходит не от богатого воображения, а, наоборот – от недостаточной психологической насыщенности жизни, уже увиденное или рассказанное возведено в гротеск.
  3. Ребенок любит сказки не потому, что они волшебные, а потому что простые и понятные. Если читать более сложные «фентези», он начнет скучать именно по причине неразвитого воображения и скудного опыта.
  4. Наделение человеческими особенностями и способностями любых предметов. Даже если ребенок уже распознает одушевленные и неодушевленные предметы, он все равно наделяет последние знакомыми качествами.
  5. Увлеченность разнообразными играми – это не богатое воображение, а активность и подвижность, любопытство и желание постигать мир. Психологи предлагают понаблюдать за  игрой детей. Вы удивитесь, как они мало изобретательны.

Дети воспроизводят уже виденное, но в разных вариантах. А вот придуманного и творческого в этих играх практически нет.

Если родители и воспитатели не принимают дополнительных мер по развитию воображения, ребенок вырастет, исчезнут мечты, и он превратится в обыкновенного прагматика (в лучшем случае) или пессимиста  (если все сложится плохо).

Условия тестирования

Малыши, посещающие детский сад регулярно при переходе в новую, более старшую группу проходят плановое обследование. В том числе и у детского психолога. Данный специалист определяет уровень развития в разных направлениях, в т. ч. и воображения.

Для этого существуют методики  по которым проводиться диагностика воображения дошкольников. В свое время, все эти тесты   и игровые-тренажеры были разработаны психологами и педагогами.

К сожалению, такие исследования проводят не во всех учреждениях, а дети, находящиеся на домашнем воспитании вообще лишены такой возможности. Так что же делать таким родителям? Брать инициативу в свои руки, сосредоточиться и провести диагностику самостоятельно.

Самое главное – остаться при тестировании объективным. Не впадать в крайности, представляя своего ребенка гениальным  или  совсем глупым, отстающим по всем параметрам от соседского ребенка.

Однако объективность не единственный параметр, который необходим для диагностики умственных способностей.

Также важно вовремя отличить богатую фантазию от повышенного уровня тревожности.

Например, один малыш, описывая картинку с подтаивающим снеговиком расскажет, что наступила весна, сходит снег и начинает появляться зеленая травка. Другой поведает изумленной маме, что пришли злые дети и разгромили снеговика. Так вот, последний ответ говорит не только легкой тревожности, но и  о собственной агрессии, либо об агрессии в отношении себя.

Практические методики для диагностики

Итак, предлагаем несколько тестовых тренажеров  для практического определения уровня фантазийного мышления и воображения ребенка. Они с успехом подойдут для деток 4 — 7 лет. Однако следует  помнить, что данные тесты имеют условный характер.

Они помогут примерно сориентироваться и разработать дальнейшее направление развития воображения.

Первый тест

«Рисунок», определяет художественный уровень развития воображения.

Задание: малышу дают альбомный лист, фломастеры или карандаши не менее 6 шт. в упаковке. Необходимо нарисовать картинку. Время 10 мин.

Оценивают:

  • скорость создания рисунка;
  • оригинальность (малыш не рисовал такого раньше либо с другими деталями);
  • разнообразие деталей и форм;
  • глубина или эмоциональность

Второй тест

«Речевая фантазия», определяет вербальное развитие.

Задание: рассказать короткую сказку. Условия: на создание сюжета отводят 1 мин, на сам рассказ до 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Третий тест

«Скульптура»

Задание: выдают пластилин или полимерную глину, нужно слепить любую фигурку за 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Четвертый тест

«Угадай и спрогнозируй», определяет уровень любознательности, воображения, прогнозирования.

Задание: взять картинку и изображением какой-либо конкретной ситуации. При этом ребенок должен рассказать предысторию, а затем спрогнозировать последствия (что было до, и что будет после).

Наилучший результат у детей представивших более полный рассказ, со множеством деталей, с выдвижением различных гипотез и вариантов развития событий.

Пятый тест

«Необычное применение»

Задание: берут любой предмет, или представляют. Необходимо описать, как еще можно его использовать.

Чем больше вариантов использования, тем лучше развито воображение. Со временем, при регулярной практике, ребенок сможет за небольшое количество времени, выдать более 5 вариантов.

Тест шестой

«Где, кому не место?» (методики с картинками).

Вот еще один проверочный тест для дошкольников. При его выполнении малышу придется мысленно смоделировать воображаемую ситуацию применительно к определенной картинке. Для этого берут рисунок (мы предлагаем вам образец, но вы можете выбрать свой):

На отдельном листе вырезаются следующие картинки-вставки:

Задание: рассмотреть предложенный рисунок и расположить кружечки-вставки в то места, где их не может быть. Но при этом размещение не должно быть хаотично, его сопровождают пояснительные истории. Например, груши кладут в коляску, потому что в этом году был большой урожай, и обитателям домика их было легче собирать и перевозить.

Подводим итоги

Результат теста разделен на три уровня:

  1. Дошкольник испытывает затруднения и большинство кружочков (или все) расставляет на «правильные» места. Груша на дереве, т. к. они там растут; ребенок в коляске, потому что спит; утка на клумбе, потому что спряталась и т. д.
  2. Ребенок не испытывает трудностей с расстановкой вставок на «неправильные» места, но объяснить почему все расставлено именно так, не сможет. Или все объяснения будут логически выверены и реально обоснованы: кошка на грушевом дереве – видел такое на даче, утка в небе – птица, поэтому летает и т. д.
  3. Малыш без труда расставляет рисунки-вставки, дает связанный объяснительный рассказ.

Вся работа по тесту разделена на блоки:

  • обдумывание задания
  • придумывание воображаемой истории,
  • рассказ сюжета.

В данном случае ребенок берет на себя и играет различные роли, например, рассказчика, кошки, раскачивающегося грушевого дерева, волшебного мяча, спрятавшегося в будку и т. д. При этом он может связанно собрать в одно повествование все сюжеты.

По сути это высокий уровень развития воображения. При том малыш хорошо и с воодушевлением рассказывает свои придуманные истории.

Но если расставить вставки самому и попросить составить рассказ, это вызовет затруднения. Потому что ему проще объяснить свои фантазии, чем проникнуть в замысел другого человека. Это возрастные особенности дошколят.

Наконец,  уникальный курс для детей 3-5 лет для развития воображения на видео:

На сегодня это все.

Помните, несмотря на то, что развитие мышления, воображения уже давно поделено психологами на этапы, категории и стадии, ваш ребенок индивидуален. Он не похож на других малышей.

Следовательно, и диагностика воображения дошкольников, и методики должны применяться индивидуально. И если ему не нравиться дорисовывать картинки и придумывать сказки, то предложите ему послушать музыку, что-то сконструировать или слепить что-нибудь из пластилина. А может он просто будущий великий аналитик?

До свидания, до новых интересных тем. Подписываетесь на рассылку и обязательно делитесь и обсуждайте в соц. сетях с друзьями.

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/diagnostika-voobrazheniya-doshkolnikov-metodiki/

Диагностика мышления дошкольников

Диагностика мышления детей 4 5 лет. Диагностика мышления дошкольников

Мышление одна из высших психических функций и начинает свое становление уже в 2-2,5 года. Формирование данного психологического процесса тесно связано с развитием речи. Какими методами можно изучить мышление дошкольников поговорим далее.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.

В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.

Методика “Нелепицы”

Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически.

Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.

Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, — он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.

Творческое задание “Покажи, как двигается, говорит”

В этой методике используются карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Для каждого из них ребенку необходимо придумать речь, манеру говорить, язык и способ движения.

После предъявления выстроенных образов происходит оценка: для высокого уровня творческого мышления характерна точность, целостность представленного образа и выразительность его предъявления; на низком уровне образ не передается точно и выразительно.

Творческое задание “Три краски”

Дошкольнику предлагают выбрать три краски, которые подходят друг другу, и заполнить ими лист целиком. Далее спрашивают, на что похож этот рисунок, что он напоминает ребёнку.

Если у дошкольника возникают трудности, разрешается добавить в рисунок недостающие детали. После распознавания образов, скрытых в рисунке, ребенку предлагают придумать к нему как можно больше названий.

Чем больше испытуемый может увидеть образов и придумать интересных названий для изображения, тем лучше развито его творческое мышление.

Благодаря этому упражнению можно не только проводить диагностику творческого мышления, но и развивать фантазию и художественное восприятие.

Творчество, как психологический процесс, многогранно, поэтому требует комплексную диагностику для получения достоверных результатов.

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания – Психологос

Диагностика мышления детей 4 5 лет. Диагностика мышления дошкольников

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1. Методика «Нелепицы»

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 – 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

– Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».

– Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

– Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

1-й уровень – ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень – ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень – оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень – дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

5. Простейшие умозаключения

(определяется также запас знаний ребенка, эрудиция)

Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями.

Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления.

С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Результатом мышления является мысль, выраженная в слове. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/diagnostika-razvitiya-myshleniya-u-detey-v-vozraste-ot-3-do-6-let.-zadaniya

Диагностика познавательной сферы дошкольников 3-4 лет|Сайт педагога-психолога ДОУ

Диагностика мышления детей 4 5 лет. Диагностика мышления дошкольников

Диагностика познавательной сферы дошкольников 3-4 лет подготовлена на основе: Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреж­дений.

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сфор­мированности восприятия формы и пространственных отношений, способности про­изводить анализ расположе­ния фигур в пространстве.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фи­гуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Се-гена) (рис. 2), фигуры вынима­ют. Инструкция: «В этом до­мике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание на основезрительного соотне­сения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкла­дыш к подходящей прорези ивыполняет задание правиль­но — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0баллов.

В Протоколеотмечается, справился ли ребенок сзаданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания»фиксируются высказывания ребенка во времявыполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомыефигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этимзаданием.

Субтест 2.«Матрешка 3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформиро­ванное™ понятия величины; оценка уровня развитая наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ре­бенка просят показать самую большую матрешку, самую малень­кую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию,самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку— 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием припомощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием —0 баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие) (См. приложение)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышле­ния, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное про­странственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты дума­ешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

Послевыполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другуюкартинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано накартинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб— 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки послемногочисленных не­адекватных проб или не справляется сзаданием — 0 баллов.

В Протоколеследует отметить, смог ли ребенок узнатьизображе­ние и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания»фиксиру­ется,какой рукой работает ребенок.

Субтест 4. «Цветныекубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку по­казать такой же. Аналогично выполняются задания со все­ми кубиками.Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.

Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, нопутается в названи­ях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием —0 баллов.

В Протоколеследует отметить, как ребенок выполняеткаждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомлен­ность) (См. приложение)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, чтоизображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5изображений, но испыты­вал затруднения при выполнениизадания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трехизображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6.«Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понима­ния инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психо­лог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Ког­да ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.

В протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Источник: https://koroleva-marina.ru/diagnostika/diagnostika-poznavatelnoy-sfery-de.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.