Что означает выражение рубаха парень. История слов

Выражение рубаха парень что значит. История слов. Красная рубаха с васильками

Что означает выражение рубаха парень. История слов

У любого живого организма есть душа, если верить буддистам (или кришнаитам, кто их там разберет). Почему бы нам с вами не расширить понятие живого организма и не представить в его виде компанию.

Компанию друзей, приятелей, сотрудников, едва знакомых людей и даже недругов. Представили? Так вот, есть ли у нее душа? Конечно, есть. Один человек, на которого обращены все взгляды, который обаяет всех и вся в пределах его видимости и слышимости его шуток или песен. Знакомьтесь – душа компании, свой человек, весельчак, балагур, рубаха-парень.

Спросите вы, разве девушки не годятся на роль души компании? Зависит от компании. Вообще-то, принято считать, что женщинам ни капельки не присуща пресловутая и эфемерная харизма, которая является уделом мужчин. Так вот, рубаха-парень наделен ею в полной мере. Это дает ему огромное преимущество, особенно в женских глазах.

Он привлекает и завлекает. Как правило, такой персонаж хорош собой, но, в общем-то, это не обязательно. Сумасшедшее природное обаяние, которым он научился пользоваться, гарантирует ему успех у противоположного пола.

Располагать к себе он умеет не только женщин интересующего его возраста, но и мужчин, детей, старушек и маленьких девочек.

Рубаха-парень довольно эрудирован. Нет, чем отличается трансцендентное от трансцендентального, он, скорее всего, не знает, если только бедняжку не угораздило истязать свои красивые ушки лекциями по философии. Его знания универсальны, и, как любая универсальная вещь, довольно неглубоки.

Он может рассказать о сурикатах (потому что смотрел о них в передаче “В мире животных), или о том, что Эйнштейн говорил “бог не играет в кости”, потому что прочитал об этом в Интернете. Но ни сказать, к какому отряду относятся сурикаты, ни то, что великий физик имел в виду он не сможет.

Не спорю, отряд принадлежности сурикатов не может всерьез заинтересовать девушку, которой эти сурикаты ложатся на уши в виде изящной лапши, разве что она не в меру дотошна, а если очень интересует, почему Эйнштейн собрал в одной фразе азартные игры и господа бога, то и впрямь можно прочитать об этом в Интернете.

Дело в том, что такая поверхностность распространяется на все сферы его жизни. Мой родной дядя как раз такой вот весельчак и рубаха-парень. В детстве он казался мне божеством, настолько милый, приятным и веселым он был.

Хватало одного лишь его, подмигивая и заговорщицкого шепота “расскажешь мне потом, как поживают твои куклы” в шумной взрослой компании, где никому до меня не было никакого дела, чтобы я тихонько сидела в каком-то спокойном закутке, с этими самыми куклами, ожидая, когда же дядя, наконец, придет ко мне и этим самым куклам.

Ушел он далеко за полночь, под руку с какой-то приятельницей моих родителей, благодушный и красивый, не обратив никакого внимания на маленькую меня в углу с куклой в дрожащих руках.

Такая черта – пообещать и не сделать, свойственна многим обаятельным и привлекательным, даже независимо от пола. А уж самоуверенные мужчины и подавно считают, что за то, что они такие “лапочки”, им могут простить все, что угодно. Дядя мой не пришел на собственную свадьбу. Он загулял на даче у приятеля, увлекшись, по его словам, рыбной ловлей.

Мне до слез было жалко его невесту, растерянную и все чего-то ждущую, как маленькая я с куклой в руках. Дядяша явился с полуторачасовым опозданием, едва не доведя родню до инфарктов, а невесту до возвращения колечка и швыряния ему под ноги фаты. В первый раз его обаяние дало сбой.

Впрочем, все необязательности более мелкого масштаба были ему регулярно прощаемы.

Рубаха-парень не представляет своей жизни без того, душой чего он, собственно является. Компании и всевозможные сборища – вот его стихия. Делить с ним крышу – уже большое испытание.

Двери вашего совместного дома будут открыты для его друзей, приятелей, приятелей его друзей, школьных товарищей его случайных знакомых и прочее. Гостеприимство – великая вещь, и достойная многих похвал, но только, как и многое в этом подлунном мире, в разумных пределах.

А уж если он не только твой сосед по комнате, но и спутник жизни, то будь готова к тому, что кроме патологического гостеприимства и невероятного человеколюбия, рубаха-парень неприхотлив в быту. То есть настолько, что его абсолютно не волнует, каким образом вокруг него создается комфортные условия проживания.

Он уверен, что посуда моется сама по себе, борщ образуется на скатерте-самобранке, а жена/подруга представляет собой прекрасную декорацию, и свалилась она на его голову в награду за его исключительность.

Не знаю, умеет ли рубаха-парень любить. Надеюсь, что умеет. Но точно знаю, что он любит то, в чем бесподобен.

И пока его спутница жизни терзается от невнимания и нашествия орд в доме, ее приятельницы завистливо вздыхают, вспоминая, что рубаха-парень божественно танцует, бесподобно поет песни у костра и безупречно играет в боулинг.

А отношения у него с женщинами очень просты. Он любит их общество, потому что, как правило, знает, как с нами обращаться, и какую лапшу нам на уши вешать. В виде сурикатов, например.

На вопрос что означает выражение “рубаха-парень”? оно звучит в негативном оттенке? заданный автором Посоловеть лучший ответ это Нет, это что-то типа молодец парень, все ему по плечу! Все сможет!

Ответ от Иван Петров[гуру]Простой, открытый в обращении человек.

Ответ от Гидросфера[гуру]РУБАХА-ПАРЕНЬ, ЧЕЛОВЕК-РУБАХАПросторечные выражения рубаха-парень, человек-рубаха приблизились к русскому литературному языку не позднее начала XVIII в.В «Словаре Академии Российской» читаем: « Рубаха… рубашка… Говорится также *в простонародном употреблении о бесковарном, весьма простосердечном» (1794, ч.

5, с. 192). Однако это выражение до середины XIX в. носило областной характер. Оно вошло в «Опыт областного великорусского словаря» (1852), где отмечено: «Рубаха, и, с. ж. Простой человек, простяк. Эко парень-то рубаха. Нижегор. » (с. 193). П. П.

Дубровский, найдя в этом словаре данное значение слова рубаха в том же экспрессивном употреблении, сопоставил его с польск. rubacha `толстая, дюжая женщина”; ср. и rubaszny `дюжий, дородный; грубый, сквернословный/Акад. Б. М.

Ляпунов указывал на необходимость обособлять от серии слов, имеющих в своем составе корень rQ b, эти группы, связанные с корнем *руб- (ср. др. -русск. рути из руб-ти в значении `грабить, взимать налог”, хорв. и хорут. rúbiti `грабить, брать в залог”, словенск. robíti, итал. rubare, немецк. rauben. Ср.

в старохорватских глаголических текстах: рубали едну марку в значении `поборов, насилия”340Таким образом, первоначальным значением слова рубаха могло быть `грубый, сильный, простой человек”. Суффикс -аха придавал корневому элементу rub- яркую экспрессивную фамильярную окраску.

У Ушакова выражение парень-рубаха названо разговорно-фамильярным и почему-то помещено под словом рубаха `рубашка” (т. 3, с. 1391-1392). Ср. тут же: «Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе, в синих портах. М. Горький».У И. С.

Тургенева в «Дыме»: «Григорий Литвинов, рубашка-парень, русская душа, рекомендую, – воскликнул Бамбаев, подводя Литвинова к человеку небольшого роста и помещичьего склада…».У П. Д. Боборыкина в романе «Китай-город»: «Я думал, из вас Чичиков выйдет, а вы – человек-рубашка».

У него же в романе «На ущербе»: «Ты его и по батюшке знаешь? – Как не знать, сударь. Барин – рубашка!.. И овсеца когда купишь у них… в кредитец».У А. П. Чехова в повести «Дуэль»: «Самойленко… видел в Л аевском доброго малого, студента, человека-рубаху, с которым можно было и выпить, и посмеяться, и потолковать по душе» (гл. 1).У М. Горького в рассказе «Супруги Орловы»: «Этакой-то рубаха-парень, а? Рабочему, говорит, человеку в меру выпить всегда следует… слышь, Мотря? Ну-ка, нацеди мне рюмочку, – есть, что ли?».

В толковых словарях русского языка в «гнездо» слов рубать `ударяя с размаху острым оружием, разделять на части; рассекать, рубить”, рубануть (ср. у А. Н. Толстого в романе «Петр I»: «[Петр] выхватил шпагу и с размаху рубанул ею по столу перед лицом отшатнувшегося генералиссимуса.

Полетели осколки стекол») , рубать – о добыче угля в шахтах; рубать `говорить резко, грубо, напрямик”, рубать `есть много и алчно”, рубаться `сражаться холодным оружием”, рубиться, рубаха, рубашка, рубашечный, рубашечка, рубашонка, рубашоночка и т. п. систематически включаются и выражения рубаха-парень и рубашка-парень.

Так, под словом рубаха и рубашка в семнадцатитомном словаре (БАС, т. 12, 1961, с. 1498 и 1499-1501) помещен фразеологизм рубаха-парень, рубашка-парень.

Рубаха-парень Прост. Экспрес. Бескорыстный, открытый в обращении, простой и бесхитростный человек. [Сатин:] Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно! (М. Горький. На дне).

Фразеологический словарь русского литературного языка. – М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

Синонимы:

Смотреть что такое “Рубаха-парень” в других словарях:

    рубаха-парень – режет правду матку, открытый, правдивый, прямолинейный, прямой, что на уме, то и на языке, называет все вещи своими именами, душа нараспашку, называет все своими именами, откровенный, прямодушный, весь наружу Словарь русских синонимов. рубаха… … Словарь синонимовРубаха-парень – Рубаха парень. Парень рубаха (иноск.) простой, прямой, добрый, смирный. Ср. Эдакой то рубаха парень, а?… Рабочему, говоритъ, человѣку въ мѣру выпить всегда слѣдуетъ… Слышь?… Ну ка, нацѣди мнѣ рюмочку… М. Горькій. Супруги Орловы … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)РУБАХА-ПАРЕНЬ – См. ЧЕЛОВЕК РУБАХА В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История словРубаха-парень – РУБАХА, и, ж. То же, что рубашка (в 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожеговарубаха-парень – рубаха парень, рубахи парня … Орфографический словарь-справочникРубаха-парень – м. Простой, открытый в обращении человек. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовойрубаха-парень – руб аха п арень, руб ахи п арня … Русский орфографический словарьрубаха-парень – (1 ж 2 м), Р. руба/хи па/рня, м … Орфографический словарь русского языкарубаха-парень – руба/ха па/рень, руба/хи па/рня, м … Слитно. Раздельно. Через дефис.рубаха-парень – руба/хи па/рня; м. Об открытом и простом в обращении человеке … Словарь многих выражений

Книги

  • Измени жизнь, оставаясь собой. Личный ребрендинг , Татьяна Мужицкая, Ирина Белашева. Цитата “Хватит пытаться стать другим человеком и подстраиваться под чужие стандарты. Перестаньте… Купить за 382 руб
  • Я – сталкер. Новый выбор оружия , Андрей Левицкий. О романе/ Новый роман Андрея Левицкого НОВЫЙ ВЫБОР ОРУЖИЯ – это не просто возвращение в старую добрую…

типа такого

Рубаха-парень — простодушный, добродушный, весёлый, открытый, неунывающий человек. Этакий заводила, прост в обращении, со всеми на «ты», сегодня про таких говорят «без комплексов» О происхождении фразеологизма спорят.: слово «рубаха» имеет польское, точнее южно-славянское, происхождение с корнем rub, rubacha и rubaszny «дюжий, дородный; грубый, сквернословный»

: слово «рубаха» от русского выражения «рубать», которое в свою очередь означает действия разные: рассекать, рубить, рубать уголь в шахтах, говорить резко, грубо, напрямик, рубать — есть много и алчно, рубаться — сражаться холодным оружием. То есть «рубаха-парень» — человек прямой, резкий, простой (простонародный), смелый, отчаянный

Синонимы выражения «рубаха-парень»

  • душа нараспашку
  • называет все вещи своими именами
  • откровенный
  • открытый
  • прямодушный
  • режет правду матку
  • что на уме, то и на языке
  • искренний
  • душевный
  • непритворный
  • Без обиняков
  • Без экивоков
  • Без околичностей
  • сердечный
  • как на духу
  • положа руку на сердце

Употребление выражения в литературе

«Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо!..

Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!» (Горький «На дне»)
«Самойленко… видел в Л аевском доброго малого, студента, человека-рубаху, с которым можно было и выпить, и посмеяться, и потолковать по душе» (Чехов «Дуэль»)
«Я думал, из вас Чичиков выйдет, а вы – человек-рубашка».

У него же в романе «На ущербе»: «Ты его и по батюшке знаешь? – Как не знать, сударь. Барин – рубашка!.. И овсеца когда купишь у них… в кредитец» (Боборыкин «Китай-город»)
«Григорий Литвинов, рубашка-парень, русская душа, рекомендую, – воскликнул Бамбаев, подводя Литвинова к человеку небольшого роста и помещичьего склада…»(Тургенев «Дым»)

Источник: https://zooronni.ru/vyrazhenie-rubaha-paren-chto-znachit-istoriya-slov-krasnaya/

Что значит парень рубаха?

Что означает выражение рубаха парень. История слов

» Отношения »

Вопрос знатокам: что означает выражение «рубаха-парень»? оно звучит в негативном оттенке?

С уважением, аура ура

Лучшие ответы

Нет, это что-то типа молодец парень, все ему по плечу! Все сможет!

Простой, открытый в обращении человек.

РУБАХА-ПАРЕНЬ, ЧЕЛОВЕК-РУБАХА

Просторечные выражения рубаха-парень, человек-рубаха приблизились к русскому литературному языку не позднее начала XVIII в.

В «Словаре Академии Российской» читаем: « Рубаха.. . рубашка.. . Говорится также *в простонародном употреблении о бесковарном, весьма простосердечном» (1794, ч. 5, с. 192). Однако это выражение до середины XIX в. носило областной характер.

Оно вошло в «Опыт областного великорусского словаря» (1852), где отмечено: «Рубаха, и, с. ж. Простой человек, простяк.

Эко парень-то рубаха. Нижегор. » (с. 193). П. П. Дубровский, найдя в этом словаре данное значение слова рубаха в том же экспрессивном употреблении, сопоставил его с польск. rubacha `толстая, дюжая женщина’; ср. и rubaszny `дюжий, дородный; грубый, сквернословный/ Акад. Б. М.

Ляпунов указывал на необходимость обособлять от серии слов, имеющих в своем составе корень rQ b, эти группы, связанные с корнем *руб- (ср. др. -русск. рути из руб-ти в значении `грабить, взимать налог’, хорв. и хорут. rúbiti `грабить, брать в залог’, словенск. robíti, итал. rubare, немецк. rauben. Ср.

в старохорватских глаголических текстах: рубали едну марку в значении `поборов, насилия’340 Таким образом, первоначальным значением слова рубаха могло быть `грубый, сильный, простой человек’. Суффикс -аха придавал корневому элементу rub- яркую экспрессивную фамильярную окраску.

У Ушакова выражение парень-рубаха названо разговорно-фамильярным и почему-то помещено под словом рубаха `рубашка’ (т. 3, с. 1391—1392). Ср. тут же: «Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе, в синих портах. М. Горький» . У И. С.

Тургенева в «Дыме» : «Григорий Литвинов, рубашка-парень, русская душа, рекомендую, — воскликнул Бамбаев, подводя Литвинова к человеку небольшого роста и помещичьего склада…» . У П. Д. Боборыкина в романе «Китай-город» : «Я думал, из вас Чичиков выйдет, а вы — человек-рубашка» . У него же в романе «На ущербе» : «Ты его и по батюшке знаешь? — Как не знать, сударь.

Барин — рубашка!. . И овсеца когда купишь у них.. . в кредитец» . У А. П. Чехова в повести «Дуэль» : «Самойленко.. . видел в Л аевском доброго малого, студента, человека-рубаху, с которым можно было и выпить, и посмеяться, и потолковать по душе» (гл. 1). У М. Горького в рассказе «Супруги Орловы» : «Этакой-то рубаха-парень, а? Рабочему, говорит, человеку в меру выпить всегда следует.. . слышь, Мотря? Ну-ка, нацеди мне рюмочку, — есть, что ли?» .

В толковых словарях русского языка в «гнездо» слов рубать `ударяя с размаху острым оружием, разделять на части; рассекать, рубить’, рубануть (ср. у А. Н. Толстого в романе «Петр I»: «[Петр] выхватил шпагу и с размаху рубанул ею по столу перед лицом отшатнувшегося генералиссимуса.

Полетели осколки стекол») , рубать — о добыче угля в шахтах; рубать `говорить резко, грубо, напрямик’, рубать `есть много и алчно’, рубаться `сражаться холодным оружием’, рубиться, рубаха, рубашка, рубашечный, рубашечка, рубашонка, рубашоночка и т. п. систематически включаются и выражения рубаха-парень и рубашка-парень.

Так, под словом рубаха и рубашка в семнадцатитомном словаре (БАС, т. 12, 1961, с. 1498 и 1499—1501) помещен фразеологизм рубаха-парень, рубашка-парень.

-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Просторечные выражения рубаха-парень, человек-рубаха приблизились к русскому литературному языку не позднее начала XVIII в.В «Словаре Академии Российской» читаем: « Рубаха… рубашка… Говорится также *в простонародном употреблении о бесковарном, весьма простосердечном» (1794, ч. 5, с. 192). Однако это выражение до середины XIX в.

носило областной характер. Оно вошло в «Опыт областного великорусского словаря» (1852), где отмечено: «Рубаха, и, с. ж. Простой человек, простяк. Эко парень-то рубаха. Нижегор.» П. П. Дубровский, найдя в этом словаре данное значение слова рубаха в том же экспрессивном употреблении, сопоставил его с польск.

rubacha «толстая, дюжая женщина»; ср. и rubaszny «дюжий, дородный; грубый, сквернословный»Отсутствие носового звука в этом гнезде польских слов как будто говорит о том, что лежащий в основе их корневой элемент rub- следует отделять от ставшего однозвучным корневого элемента rQb- (рубить, рубаха и т. п.).Акад. Б. М.

Ляпунов указывал на необходимость обособлять от серии слов, имеющих в своем составе корень rQ b, эти группы, связанные с корнем *руб- (ср. др.-русск. рути из руб-ти в значении `грабить, взимать налог’, хорв. и хорут. rúbiti `грабить, брать в залог’, словенск. robíti, итал. rubare, немецк. rauben. Ср.

в старохорватских глаголических текстах: рубали едну марку в значении `поборов, насилия.


Таким образом, первоначальным значением слова рубаха могло быть `грубый, сильный, простой человек’. Суффикс -аха придавал корневому элементу rub- яркую экспрессивную фамильярную окраску.

Оттудаже откуда выражение «Свитер-мужик».

от вида парня в одной рубахе…

это казачье выражение имеет 2 значения— как человек родившийся в рубашке

и как молодец-удалец рубящий сплеча — т. е. хорошо владеющий саблей

РУБАХА-ПАРЕНЬ — эта идиома со значением «добродушный весельчак, который, однако, для девичьих целей непригоден» восходит своими корнями к французской народной сказке «Веселая рубаха», в которой рассказывается о нательной рубашке одной горяченькой шансоньетки.

В какой-то момент шелковая рубашка с рискованным вырезом на груди по вполне понятным причинам начинает ощущать себя парнем, но поскольку сделать-то, собственно, ничего не может, вынуждена ублажать девушку лишь шутками и шарадами. РБ, по сути, являтся синонимом всего бесполезного для дела, но веселого по сути.

Чем и отличается от своей женской ипостаси (а по совместительству, антонима) МАДАМ-ГАЛИФЕ, которая как раз наоборот является полезной для дела, но грустной по сути.

Согласно пророчеству, эти «инь» и «янь» человеческой одежды когда-нибудь должны встретиться, что станет предшествующим знаком прихода в наш мир Овощного Сала (см. ОВОЩНОЕСАЛО).

Впрочем, многие исследователи полагают, что в наши дни, когда в специализированных магазинах легко можно приобрести РБ, которые легко могут удовлетворить любой запрос любой дамочки без комплексов, а галифе, как таковые, из продажи вообще исчезли, встреча РБ и МГ становится все более призрачной, а значит овощному салу придется пока обождать.

Рубаха-парень (разг. ) открытый, простой в обращении человек.
wordhist.narod /rubaha-paren

типа свой в какуюта доску

ТО, КТО ЗАБЫЛ СНЯТЬ РУБАХУ!!!!:))) ТИПА ЧЕЛОВЕК-ПАУК!!! А ЭТО РУБАХА -ПАРЕНЬ!!!:)

не девушка в сорочке, что рубит сгоряча!!

Просторечные выражения рубаха-парень, человек-рубаха приблизились к русскому литературному языку не позднее начала XVIII в.

В «Словаре Академии Российской» читаем: « Рубаха.. . рубашка.. . Говорится также *в простонародном употреблении о бесковарном, весьма простосердечном» (1794, ч. 5, с. 192). Однако это выражение до середины XIX в. носило областной характер.

Оно вошло в «Опыт областного великорусского словаря» (1852), где отмечено: «Рубаха, и, с. ж. Простой человек, простяк.

Эко парень-то рубаха. Нижегор. » (с. 193). П. П. Дубровский, найдя в этом словаре данное значение слова рубаха в том же экспрессивном употреблении, сопоставил его с польск. rubacha `толстая, дюжая женщина’; ср. и rubaszny `дюжий, дородный; грубый, сквернословный’339

Отсутствие носового звука в этом гнезде польских слов как будто говорит о том, что лежащий в основе их корневой элемент rub- следует отделять от ставшего однозвучным корневого элемента rQb- (рубить, рубаха и т. п.) .

Акад. Б. М. Ляпунов указывал на необходимость обособлять от серии слов, имеющих в своем составе корень rQ b, эти группы, связанные с корнем *руб- (ср. др. -русск.

рути из руб-ти в значении `грабить, взимать налог’, хорв. и хорут. rúbiti `грабить, брать в залог’, словенск. robíti, итал. rubare, немецк. rauben. Ср.

в старохорватских глаголических текстах: рубали едну марку в значении `поборов, насилия’340

Таким образом, первоначальным значением слова рубаха могло быть `грубый, сильный, простой человек’. Суффикс -аха придавал корневому элементу rub- яркую экспрессивную фамильярную окраску.

У Ушакова выражение парень-рубаха названо разговорно-фамильярным и почему-то помещено под словом рубаха `рубашка’ (т. 3, с. 1391—1392). Ср. тут же: «Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе, в синих портах. М. Горький» .

У И. С. Тургенева в «Дыме» : «Григорий Литвинов, рубашка-парень, русская душа, рекомендую, — воскликнул Бамбаев, подводя Литвинова к человеку небольшого роста и помещичьего склада…» .

У П. Д. Боборыкина в романе «Китай-город» : «Я думал, из вас Чичиков выйдет, а вы — человек-рубашка» . У него же в романе «На ущербе» : «Ты его и по батюшке знаешь? — Как не знать, сударь. Барин — рубашка!. . И овсеца когда купишь у них.. . в кредитец» .

У А. П. Чехова в повести «Дуэль» : «Самойленко.. . видел в Л аевском доброго малого, студента, человека-рубаху, с которым можно было и выпить, и посмеяться, и потолковать по душе» (гл. 1).

У М. Горького в рассказе «Супруги Орловы» : «Этакой-то рубаха-парень, а? Рабочему, говорит, человеку в меру выпить всегда следует.. . слышь, Мотря? Ну-ка, нацеди мне рюмочку, — есть, что ли?» .

В толковых словарях русского языка в «гнездо» слов рубать `ударяя с размаху острым оружием, разделять на части; рассекать, рубить’, рубануть (ср. у А. Н. Толстого в романе «Петр I»: «[Петр] выхватил шпагу и с размаху рубанул ею по столу перед лицом отшатнувшегося генералиссимуса.

Полетели осколки стекол») , рубать — о добыче угля в шахтах; рубать `говорить резко, грубо, напрямик’, рубать `есть много и алчно’, рубаться `сражаться холодным оружием’, рубиться, рубаха, рубашка, рубашечный, рубашечка, рубашонка, рубашоночка и т. п. систематически включаются и выражения рубаха-парень и рубашка-парень.

Так, под словом рубаха и рубашка в семнадцатитомном словаре (БАС, т. 12, 1961, с. 1498 и 1499—1501) помещен фразеологизм рубаха-парень, рубашка-парень.

простой, открытый в общении человек…)) ) Здесь в ответах много таких!

таракановвмоейголовесожралабелка:

45 таких РУБах, и получится ЕВРах…

Как вариант (с долей сарказма) -модель, манекен.

Источник: https://dom-voprosov.ru/otnosheniya/chto-znachit-paren-rubaha

Увлекательная история русской народной рубахи

Что означает выражение рубаха парень. История слов

Вдохновляя фантазию модельеров на создание новых коллекций, славянский народный костюм возрождается в самобытных современных образах.

Древняя и универсальная в элегантной простоте русская народная рубаха выступает ключевой деталью и основной изюминкой модной одежды в фольклорном стиле. Ее постоянно носили женщины и мужчины.

Она была близка к телу крестьянина и князя, нищего юродивого и состоятельного купца.

Немного истории

Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей.

Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище».

И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.

В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?

Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.

Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:

  • Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
  • Хлопковые ситцевые ткани.
  • Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
  • Натуральные шелка.
  • Роскошный сверкающий атлас.

По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.

Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.

Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин

Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала.

Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина.

Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.

Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:

  • Расширенными за счет одного или нескольких клиньев.
  • Имели вид зауженных книзу.
  • Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.

Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.

Виды кроя

Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища.

Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота.

В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.

Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.

Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.

Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.

С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.

Цельная женская рубаха и составная

Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных.

Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.

Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань.

Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов.

А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.

Значение количества использованных кусков ткани для рубахи

Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.

По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.

Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.

Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.

Расшифровка кроя и значения деталей рубахи

На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:

  • Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
  • Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
  • Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
  • Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.

Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения.

Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку.

Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.

Виды рубах мужских и женских

На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:

  • Для матерей, кормивших младенцев.
  • Для ворожбы.
  • Для покоса.
  • Порукавка.

Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.

Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде.

Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков

Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.

Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное. По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу. А нижняя темная часть символически связывалась с землей.

Цвета мужских портов наших предков, их значение

Помимо белого и красного, в национальных костюмах использовали малиновый цвет и разные оттенки синего и зеленого.

Мужские порты традиционно были полосатыми, сшитыми из холста с преобладанием серых, синих и белых полос. Они плотно облегали ноги ниже колен и выкраивались из прямых полотнищ со вставкой-ластовицей по шаговому шву.

Низ портов заправляли в сапоги, а верх завязывали на поясе шнурком, имевшим название «гашник».

Магнетизм вышивки-оберега

С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась.

Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок.

Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.

Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:

  • Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
  • Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
  • Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
  • Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
  • Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
  • Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.

Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d005fd4400b1da7e55/5c65d083d867ce00ae7229ef

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.